Репродукции

Назад

Чирин Прокопий Иванович.
«Никита Воин»

«Никита Воин»
Школа или худ. центр: Строгановская школа
1593 г.
29 х 22 см
Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия
       Икона Прокопия Чирина "Никита-воин" происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске. На обороте ее, под верхней шпонкой, надпись скорописью: "Лета [7101(1593)] году написал сии образ на Москве иконник Прокопей Наугородец. А обложен сий образ серебром чеканным и позолочен и украшен камением и жемчуги […107 (1598)] году сентября в [15] ден строением Никиты Григорьева сына Строганова". На верхней шпонке клеймо дома Строгановых.
       Икона представляла собой центральную часть триптиха (трехстворчатого складня), на створках которого было исполнено житие святого Никиты (клейма жития были исполнены другим художником). Створки и золотой чеканный оклад с иконы в настоящее время хранятся в Государственном Историческом музее в Москве.
       Прокопий Чирин, так же как и другие известные иконописцы конца XVI – первой половины XVII века Истома Савин, Назарий Истомин (Савин) и Никифор Савин, исполнил ряд произведений для семейства Строгановых – крупнейших купцов, промышленников и именитых людей того времени (эти произведения иногда объединяются под условным названием "строгановская школа"). Святой мученик Никита был святым патроном Никиты Григорьевича Строганова, заказавшего не только золотой чеканный оклад, но, по-видимому, и икону.
       На иконе Прокопия Чирина святой Никита представлен в рост, в трехчетвертном повороте, молящимся перед образом Богоматери с Младенцем (в облаках, в правом верхнем углу иконы). Подобные изображения святых перед Христом или Богоматерью, широко распространившиеся в XVI и особенно в XVII веках, наряду с традиционными фронтальными изображениями, выражали идею заступнической, посреднической молитвы. Святой Никита изображен в полном воинском облачении: в левой руке он держит меч, правая протянута к образу Богоматери в облаках. Плотный темно-зеленый фон означает, что икона предназначалась под оклад.
       В отличие от несколько провинциальных и архаичных по стилю произведений, вышедших непосредственно из сольвычегодских иконописных мастерских, иконы московских "государевых мастеров" представляют собой одно из наиболее элитарных и изысканных художественных явлений в русском искусстве позднего средневековья, истоки которого лежат в московской придворной культуре. Как и большинство "строгановских" икон, икона Прокопия Чирина небольшого размера, с мелкими, тщательно прорисованными деталями.
       Особая изысканность рисунка и цвета, обилие тончайшего орнамента, прочерченного золотыми и серебряными линиями, сближают эти произведения с книжной миниатюрой, гравюрой и ювелирным искусством предшествующего времени. Особая хрупкость, вытянутые пропорции, обилие золота в одеждах и световых бликов в личном письме создают бесплотный, пронизанный светом образ, подобный Небесному, райскому видению и напоминающий о совершенной духовной красоте горнего мира.

Назад / Заказать репродукцию картины