мане.рф
Н. РЕРИХ. Заморские гости

Передача ритма, движения

начало  44. Н. РЕРИХ. Заморские гости
Правило передачи движения:
– если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным (ил. 43);
– эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом (ил. 44);
– для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

СЕРОВ. Похищение Европы
43. В. СЕРОВ. Похищение Европы
Плакальщики. Рельеф из гробницы в Мемфисе
45. Плакальщики. Рельеф из гробницы в Мемфисе

Кроме этого, изображение будет казаться движущимся, если его части воссоздают не один какой-либо момент движения, а последовательные ” его фазы. Обратите внимание на руки и позы плакальщиков древнеегипетского рельефа. Каждая из фигур застыла в определенном положении, но, рассматривая композицию по кругу, можно увидеть последовательное движение (ил. 45).

Движение становится понятным только тогда, когда мы рассматриваем произведение в целом, а не отдельные моменты движения. Свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает нас двигаться вместе с ним (ил. 46а, 47).

В другом случае кажется, что конь остановился на полном ходу. Край листа не дает ему возможность продолжить движение (ил. 466, 48).

Передача ритма, движения2
46. Примеры передачи движения
БЕНУА. Иллюстрация к поэме А. Пушкина Медный всадник
47. А. БЕНУА. Иллюстрация к поэме А. Пушкина “Медный всадник”. Тушь, акварель
ПИКАССО. Торо и торерос
48. П. ПИКАССО. Торо и торерос. Тушь

Подчеркнуть движение можно с помощью направления линий рисунка. На иллюстрации В. Горяева все линии устремились вглубь улицы. Они не только строят перспективное пространство, но и показывают движение вглубь улицы, в третье измерение (ил. 49).

В скульптуре “Дискобол” (ил. 50) художник изобразил героя в момент наивысшего напряжения его сил. Мы знаем, что было до этого и что будет дальше.

Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане (ил. 51). 49. В. ГОРЯЕВ. Иллюстрация к поэме Н. Гоголя Мертвые души

ГОРЯЕВ. Иллюстрация к поэме Н. Гоголя Мертвые души
49. В. ГОРЯЕВ. Иллюстрация к поэме Н. Гоголя “Мертвые души”. Карандаш
МИРОН. Дискобол
50. МИРОН. Дискобол

Особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, оно кажется быстрее.

МОИСЕЕНКО. Вестники
51. Е. МОИСЕЕНКО. Вестники

Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение (ил. 52а, 526). Изменение направления движения может его ускорить или замедлить (ил. 52в, 52г).

Передача ритма, движения Передача ритма, движения Передача ритма, движения Передача ритма, движения

Схемы передачи движения
52. Схемы передачи движения

Правило передачи покоя:
– если на картине отсутствуют диагональные направления;
– если перед движущимся объектом нет свободного пространства (см. ил. 466);
– если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия (ил. 53);
– если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной (см. ил. 4 – 9).

МАЛЕВИЧ. На сенокосе
53. К. МАЛЕВИЧ. На сенокосе

Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий. Например, на картине К. Коровина “Зимой” (ил. 54), несмотря на то, что есть диагональные направления, сани с лошадью стоят спокойно, нет ощущения движения по следующим причинам: геометрический и композиционный центры картины совпадают, композиция является уравновешенной, и свободное пространство перед лошадью перегораживается деревом.

КОРОВИН. Зимой
54. К. КОРОВИН. Зимой

Комментарии

Добавить комментарий