Щедрин Семен Федорович

Щедрин Семен Федорович

(1745-1804)

Родоначальник русской пейзажной живописи, первый профессор нового, пейзажного класса в АХ, Сем. Ф. Щедрин выучил несколько поколений художников. Отработанная им композиционная схема пейзажа надолго стала образцовой. Его картины воспроизводились в гравюрах и пользовались большим успехом. Пейзажно-видовые росписи и панно, написанные им и его учениками, украшали и столичные дворцы, и помещичьи усадьбы.

Щедрин был сыном солдата лейб-гвардии Преображенского полка. В 1759 г. поступил в АХ, в 1765 г. получил золотую медаль и уехал пенсионером за границу – сначала в Париж, потом в Рим.

В Париже он копировал и изучал чужие произведения, много писал с натуры – вероятно, под влиянием просветительской идеи искать красоту не только в классических образцах, но и в окружающей действительности.

В Риме Щедрин попал в обстановку нарождающегося классицизма, для которого реальная жизнь нуждалась в значительных “поправках” античностью. Здесь Щедрин задержался сверх срока своего пенсионерства на четыре года.

Вернувшись в Петербург в 1776 г., он стал руководить классом ландшафтной живописи в АХ и, кроме того, при “Кабинете Её Величества” Екатерины II писал виды пригородных дворцов и парков.
С 1780-х гг. Щедрин занимался еще и реставрацией картин в Эрмитаже, а в 1799 г. дополнительно возглавил новый, гравировально-ландшафтный класс в АХ.

Расцвет его творчества приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова и декоративные панно для Михайловского дворца в Петербурге. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии. Композиция строится в соответствии с правилами академического классицизма: “кулисы”-деревья – на первом плане (в коричневатых тонах); архитектура среди природы – на втором, центральном (в зеленых тонах); дали, обычно неглубокие, – на третьем (в голубых тонах). Кроны деревьев изображаются в условно-декоративной манере. Виды уютны, уравновешенны, в них есть прелесть открытия нового чувства природы, цельность восприятия, мягкий лиризм.

Однако в сравнении с лучшими западноевропейскими мастерами пейзажа того времени Щедрин выглядит еще робким учеником. Постепенно положение будет меняться, но уже в творчестве его учеников и преемников.

Вид на Каменноостровский дворец через Большую Невку со стороны Строгановской набережной
Вид на Гатчинский дворец с Серебряного озера
Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля
Полдень
Автопортрет
Мельница и башня Пиль в Павловске
Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова
Вид в окрестностях Старой Руссы
Вид на Каменноостровский дворец и плашкоутный мост через Большую Невку со стороны Строгановской набережной
Берег в Сорренто с видом на остров Капри
В Царскосельском парке
Пейзаж в окрестностях Петербурга
Храм Сегеста в Сицилии

Похожие

Leave a Comment