Щедрин Сильвестр Феодосиевич

Щедрин Сильвестр Феодосиевич

(1791-1830)

Сильвестру Щедрину уготовано было стать художником: его отец был крупным скульптором, а дядя, Сем. Ф. Щедрин, – пейзажистом. В 1800 г. он был зачислен в Воспитательное училище АХ, отлично учился, специализируясь на пейзажной живописи, и закончил полный курс с золотой медалью и правом на заграничное пенсионерство.

С заграницей, впрочем, пришлось обождать из-за начавшейся войны 1812 г., и лишь в июне 1818 г. он наконец уехал в Италию. После восьми месяцев, проведенных в Риме (где Щедрин знакомился с памятниками искусства и старины больше по обязанности, чем по влечению), он переехал в Неаполь. Здесь художник нашел подлинную отраду для души и неисчислимое количество мотивов для живописи.

Он много работал на натуре, что было редкостью в то время, и, стараясь возможно живее запечатлеть видимое, начал понемногу избавляться от заученных канонов. Все же бурные политические события, развернувшиеся в Неаполитанском королевстве, вынудили Щедрина искать безопасности в Риме. Но теперь он смотрел на этот город иными глазами и находил в нем красоту.

Крупным достижением художника стала картина “Новый Рим. Замок Святого Ангела” (1823). Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний. Сам Щедрин для желающих ее приобрести сделал 8 (или даже 10) вариантов – не повторяясь буквально, а варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. Но главной его темой была природа.

Работая в летнее время за городом, он написал пейзаж “Озеро Альбано в окрестностях Рима” (1825). В этом поэтическом произведении он сделал новый шаг к естественности, избавившись от четкого деления на пространственные планы и от условности цвета.

Срок пенсионерства истек в 1823 г., но Щедрин рискнул остаться в Италии еще на некоторое время – уже независимым художником, благо его работы имели спрос, который он едва успевал удовлетворять.

В 1825 г. Щедрин вновь оказался в Неаполе. Там он главным образом проводил время в холодные месяцы, а в теплые – писал с натуры в маленьких городках, расположенных вдоль побережья Тирренского моря. Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, – он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся и открывая в них что-то незнакомое (“Вид Сорренто близ Неаполя”, “Вид Амальфи близ Неаполя”, обе 1826; “Грот Матримонио на острове Капри”, 1827, и др.).

Художник увлекся еще одним мотивом – увитой виноградом террасой с видом на море. В многочисленных “Террасах”, написанных в 1825-28 гг. и тоже имевших большой успех, он воплощал близкий ему идеал гармонической жизни людей в единении с благодатной природой.

Мало-помалу в работы Щедрина проникает драматизм, ранее ему чуждый. Он стал писать ночные пейзажи с тревожным светом луны, проглядывающей из-за облаков, и мрачными силуэтами людей, собравшихся у костра (“Вид в окрестностях Сорренто. Вечер”, конец 1820-х; “Лунная ночь в Неаполе”, 1828-29, и др.). Возможно, причиной тому были невеселые вести с родины, куда художник не решался возвратиться, а возможно – тяжелая болезнь, которая беспокоила его все чаще.

Он пытался лечиться минеральными водами, менял врачей, в отчаянии обратился за помощью к каким-то шарлатанам, но никто не смог помочь. После смерти художника друзья предприняли усилия, чтобы его картины оказались в России. Однако многие их попытки не увенчались успехом, и нам известна лишь часть творческого наследия Щедрина.

Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто
Новый Рим. Замок Святого Ангела
Озеро Альбано в окрестностях Рима
Набережная Мерджеллина в Неаполе
Набережная Сайта Лючия в Неаполе
Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге
Автопортрет
Водопад в Тиволи близ Рима
Старый Рим
Набережная в Неаполе
Вид Сорренто близ Неаполя
Вид Амальфи близ Неаполя
Итальянский пейзаж. Капри
Большая гавань на острове Капри
В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре
Веранда, обвитая виноградом
Малая гавань в Сорренто близ Неаполя
Терраса в Поццуоли
Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо
Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь
Грот Матроманио на острове Капри
Прибрежная сцена
Грот во Флоренции
Скалы Малой гавани на острове Капри
На веранде
Вид Вико между Кастелламаре и Сорренто
Вид в окрестностях Неаполя
Колизей
Лунная ночь в Неаполе
Неаполь. На набержной (Ривьера ди Кьяйя )
Ночь в Неаполе
Санта-Лючия в Неаполе
Малая гавань в Сорренто с видом на острова Искья и Прочидо

Похожие

Leave a Comment