Этюд головы акварелью

Этюд головы акварелью

Это портрет – один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Игорь Грабарь, известный советский художник и искусствовед, писал: “Как никогда прежде, я понял, что высшее искусство есть искусство портрета, что задача пейзажного этюда, как бы она ни была пленительна,- пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько все это увлекательнее и бесконечно труднее!”

Ни литературные произведения, ни труды историков, ни даже достоверно написанные мемуары не могут дать такого яркого представления о характере человека и даже целых эпох и народов, как правдивый портрет.

Этюд головы акварельюСегодня мы поговорим о том, как писать голову человека акварелью. Специфика этой техники требует иной, чем для масляной живописи, последовательности и приемов.

Прежде всего подберите модель с хорошо обозначенными скулами, лобными буграми, краями нижней челюсти, глазными впадинами, конструктивно ясным устройством надпереносья. Нежелательны лица с замельченными или расплывчатыми чертами, слишком морщинистые.

Затем определите общую цветовую гамму и характер освещения. Для фона подбирайте спокойные, сдержанные по цвету, не очень темные драпировки, с тем чтобы легко читались цветовые и тоновые соотношения лица и фона.

Не рекомендуются ткани слишком резких расцветок: ярко-синих, зеленых, фиолетовых. Отдайте предпочтение фонам, которые по цвету и в тональном отношении звучат мягко и благородно.

Для начала можно сделать постановки “на сближенных” тонах, чтобы колорит их был четко выражен. Допустим, блондинку с загорелым лицом поместить на золотистом или сиреневом фоне, модель с лицом более смуглым – на коричневато-сером или коричневом, натурщицу с бледным лицом и темными волосами – на серо-голубом или сером. Следует продумать характер одежды портретируемого. Она ни в коей мере не должна акцентировать на себе внимание чрезмерной яркостью и пестротою. Лучше всего, когда костюм натурщика по цвету близок к фону, но светлее или темнее его. Тогда все внимание будет уделено лицу. Не следует забывать, что можно очень выгодно использовать некоторые детали одежды для передачи формы. Например, правильно написанный воротничок платья помогает понять и подчеркнуть объем шеи в пространстве.

Когда цветовой образ постановки сложился, переходим к следующему, также весьма ответственному этапу – поиску наиболее характерного положения и освещения головы.

Этюд головы акварельюВыбор освещения зависит от самой модели. По этому поводу признанный рисовальщик Энгр писал: “Одни требуют много света, другие производят больше впечатления, когда есть тени, особенно худые лица, которым нужно положить тени в углубления глаз, что придает голове более эффекта и выразительности. Для этого надо дать освещение сверху и в небольшом количестве”.

Прежде всего позаботьтесь о том, чтобы ясно читалась “большая форма”, а свет помогал выявить характер лба, носа, объем глазных яблок. В общем надо делать так, чтобы лицо не казалось “слепым” и плоским. Избегайте чрезмерно резких падающих теней от носа.

Сама поза, наклон головы должны быть естественны для данной модели.

Замечательный русский портретист В. Тропинин говорил: “Нужно стараться сохранить в посадке, в движении головы, рук натуральную грацию: всякое натянутое, изысканное положение фигуры действует неприятно для глаз; оно в натуре не так замечается, потому что бывает большею частью минутное, временное, а на полотне оно остается навсегда”.

Этюд головы акварельюИтак, модель выбрана, фон, освещение продуманы. Приступаем к следующим этапам учебной работы над акварельным портретом.

Первая стадия – определение формата работы и композиционное решение. Предельно ограничьте ее размер, максимум до 18 см по большой стороне. Затем определите формат. Какой он будет – квадратный, вертикальный, горизонтальный,- это решает автор, исходя из характера постановки, конструкции модели, своего отношения к поставленной учебной задаче.

Надо продумать, сколько места в формате листа займет голова, сколько плечевой пояс, сколько фон, как это распределить по массам, пятнам и силуэтам. Здесь желательно сделать композиционные поиски (кроки) в тоне черной акварелью, размером вдвое меньше будущего оригинала (9 см по большой стороне).

В выборе композиции не останавливайтесь на самом примитивном варианте, когда голова берется крупно в центре или почти в центре, не оставляйте много фона сверху, снизу, сбоку под тем предлогом, что хочется найти композицию “поострее”.

Выразительность композиции зависит от точно выверенных, логически оправданных пластических масс, уравновешенных между собой и передающих определенное состояние.

Нужно постараться почувствовать характерные особенности модели, понять ее, настроиться на серьезный творческий процесс, на поиск. Что перед нами за человек: молодой или пожилой, высокий и стройный или плотный и приземистый, веселый или грустный, бодрый или усталый, какова его осанка?

Когда найдено композиционное решение портрета, приступайте ко второй стадии – выполнению рисунка в заданном размере и формате (рисование картона).

Поскольку композиционный вариант, как правило, меньше будущего оригинала, увеличьте его по клеточкам, перенеся на тонкую бумагу в виде легкого контурного рисунка, затем, вернувшись к натуре, проработайте внимательно голову в границах найденной композиции.

Этюд головы акварельюМожет возникнуть вопрос, как делать картон: тщательно и подробно или общо. Если будем рисовать картон со всеми мельчайшими подробностями, то, переведя его на акварельную бумагу, волей-неволей не избежим раскраски. Такой рисунок может “закрепостить” живопись. Поэтому картон делайте ясным с предельной внимательностью, но общо, без излишней детализации – легким в тоне, жестким по абрисам и максимально конкретным.

Удобнее рисовать твердым и острым карандашом. Особенно важно точно взять все пропорции, наклоны, характер головы, передать ее конструкцию.

Третья стадия – подготовка бумаги для работы.

Акварель требует специальной бумаги. Это могут быть различные сорта торшона либо немецкий картон, который сейчас продается в виде папок “Акварель”. Для длительной работы над портретом бумагу обязательно натягивают на планшет. Если размер планшета соответствует размеру оригинала, возьмите бумагу с таким расчетом, чтобы ее хватило завернуть на торцы. Лист смочите водой, применяя для этого ватный тампон или чистую тряпочку. Увлажняйте бумагу в течение пяти-семи минут, следя за тем, чтобы она впитывала воду равномерно. Когда проделаете это, нужно смазать торцы планшета клеем. Лучше всего применять клей канцелярский казеиновый, который продается в тюбиках. Можно воспользоваться и клеем ПВА или жидким столярным. Сначала промажьте торцы планшета тонким слоем впротирку, затем погуще одну сторону, желательно большую. Тут же загнуть на эту сторону край бумаги и аккуратно прижать, разглаживая от середины к краям. Затем чистой рукой пригладьте бумагу к планшету по всей плоскости в направлении от наклеенного к противоположному. Быстро смажьте противоположный торец клеем и, завернув край бумаги, аккуратно прижмите, поглаживая так же от середины к краям. Затем еще раз прижмите руками первый торец, посмотрите, чтобы обе стороны бумаги хорошо приклеились. Если во время наклеивания бумага подсыхает, увлажните ее тампоном. Идеальный вариант – когда во время накле-ивания бумаги на планшет она остается равномерно влажной. После того как наклеены две стороны бумаги, процедуру нужно повторить, наклеив две другие. Уголки разрезать не рекомендуется, лучше их аккуратно загнуть набок и приклеить. Если соблюдать последовательность и иметь определенный навык, такой способ дает полную гарантию, что бумага будет натянута качественно, без морщин и впоследствии не лопнет при высыхании.

Этюд головы акварельюА как быть, если планшет для предполагаемого этюда гораздо большего размера, чем бумага? В этом случае края бумаги загните шириной сантиметра полтора-два, образуя корытце. Лист положите на отдельном столе, чтобы в дальнейшем не замочить рабочий планшет. В корытце налейте немного воды и чистой кистью или тампоном равномерно увлажните всю его внутреннюю поверхность. Спустя пять-семь минут слейте воду через уголок и положите корытце на рабочий планшет на предназначенное для наклейки место. Торцы аккуратно промажьте клеем снаружи, так, чтобы он не подтекал под бумагу. Затем края разогните, бумагу разровняйте от центра к краям и прижмите к планшету. Положите сверху лист тонкой чистой бумаги, придавите его небольшим прессом. В таком положении оставьте бумагу примерно на час, затем пресс снимите и дайте ей просохнуть окончательно. После этого в центре бумаги отметьте рабочую плоскость, соответствующую размерам картона.

Четвертая стадия – подготовка предварительного рисунка для работы над оригиналом. Сначала картон нужно с обратной стороны натереть грифелем твердого карандаша и растереть кусочком тонкой бумаги для равномерного распределения его слоя. Положите картон на просохший лист “оригинала” и передавите изображение с помощью твердого карандаша. Следует помнить, что делать перевод на влажную бумагу нельзя, так как на ней образуются углубления, в которые при дальнейшей работе затекает краска. Нельзя также слишком сильно нажимать, иначе перевод будет “жирным”. Нужно передавливать, как бы рисуя. Ни в коем случае не пользуйтесь копировальной бумагой – она загрязняет живопись.

После того как мы подготовили по всем правилам натянутый лист бумаги с хорошо скомпонованным, точно и легко нарисованным изображением, надо острым твердым карандашом, обратившись к натуре, осторожно “пройтись” еще раз по рисунку, чтобы его контур стал живым, не механическим. Когда рисунок будет уточнен, промойте его слегка мыльной губкой, а потом чистой водой – уберите жир и лишний слой графита.

Следующая, пятая стадия – работа над предварительным эскизом цветового решения. Здесь уместно сказать несколько слов о материалах, используемых для живописи акварелью. Чистая акварель – это живопись прозрачными красками. Белила в классической акварели не применяются. Их заменяет белизна бумаги. Слои краски, наносимые на бумагу, должны быть тонки и прозрачны для лучей света. Плотно положенный красочный слой при высыхании будет матовым и грязным, потеряет цветовую насыщенность.

Этюд головы акварельюДля работы акварелью запаситесь палитрой, набором кистей, губкой, скоблилкой, промокательной бумагой и мягкой тканью. Палитру лучше иметь пластмассовую с углублениями для разведения красок. Можно пользоваться и стеклом, подложив под него белый лист бумаги. Ни в коем случае не заменяйте палитру бумагой, так как клей из такой размокшей “палитры” попадает в краску и загрязняет ее.

Кисти предпочтительно иметь колонковые – большую и маленькую, примерно № 10 и № 2. Вытирайте их мягкой тряпочкой. Избыток краски убирайте промокашкой. Высветлять какие-то Места можно губкой и скоблилкой.

При длительном этюде модель постоянно претерпевает изменения в зависимости от степени освещенности, влияния окружающих предметов, погоды и так далее. Простое “списывание” цветов с натуры не приведет к хорошим результатам. Для того чтобы успешно работать над портретом, подготовьте, как мы уже сказали, эскиз четкого цветового решения с определенной мерой художественной условности.

Этот эскиз делайте небольшого размера, примерно ‘/4 оригинала. Внимательно изучите и ясно представьте себе цветовой образ постановки, в какую среду помещена модель, как она звучит именно в этой среде. Избегайте так называемых “телесных” красок для лица, постарайтесь понять его локальный цвет именно в конкретном окружении. Здесь вступает в силу закон дополнительных цветов.

Дополнительные цвета – цвета противоположные, при смешении уничтожают друг друга, дают серый цвет. Если поместить, говоря условно, в сине-голубую среду оранжевый предмет, то он “посереет”, станет несколько сложнее по цвету благодаря влиянию среды. Поэтому так важно для художника научиться тщательно анализировать и стараться точно передавать большие отношения красок, вырабатывать в себе снайперское чувство цвета. Очень полезно пронаблюдать звучание одного и того же тона лица в разной среде. Кроме собственного цветового решения, та предварительном эскизе сразу продумайте некоторые моменты технического исполнения: что наиболее целесообразно залить сразу в полную силу, передав мягкость, расплывчатость, бархатистость и прозрачность предметов; какие поверхности залить, вкрапливая краски по-сырому, какие моменты оставить для длительной многослойной проработки. После того как в предварительном эскизе найдено цветовод решение и вы “влезли в душу” данной постановки, то есть почувствовали ее, можно считать, что полностью собран подготовительный материал к портрету и пора приступать к шестой, заключительной, стадии – работе над оригиналом.

Мы знаем, что акварель обладает широкими возможностями, позволяет брать глубокие, насыщенные тона, а также и тончайшие, едва уловимые оттенки. Акварелью пишут в технике “алла прима” и лессировками, “по-сухому”.

Этюд головы акварелью“Алла прима” – значит, писать сразу, стараться взять цвета в полную силу, без дальнейших поправок. В технике “по-сухому”, наоборот, тон и цвет набираются постепенно, слои краски наносятся последовательно. При этом важно, чтобы нижний слой был просохшим и не размывался. В этом приеме максимально используется эффект оптического смешения цветов.

Конечно, техника акварели – одна из сложнейших, поэтому хороших результатов можно добиться, только приобретя достаточный опыт. Однако напомним, что в процессе работы методом лессировок краски наносятся с учетом того, что либо они уже ложатся на какой-нибудь цвет, либо на них еще будет ложиться определенный красочный слой, благодаря чему цвет станет сложнее. Об этом не забывайте.

Можно сочетать обе техники: “алла прима” и “по-сухому”, это дает большие возможности. Сначала постарайтесь максимально использовать первый способ, то есть сразу сочно, в полную силу взять цвета, начиная с наиболее плотных. От того, какой силы взяты самые темные оттенки в вашем этюде, зависит плотность и цветовая насыщенность будущего акварельного портрета.

После того как возможности “алла прима” исчерпаны полностью, дайте этюду хорошо просохнуть и, не торопясь, маленькой кистью продуманно приступайте к самым ответственным частям – лепке лица, тщательной прописи отдельных деталей.

Перед вами стоит задача создания акварельного этюда головы не поверхностно-декоративного, а “классического”, с яркой характеристикой изображаемого лица, со стремлением передать внутреннее состояние портретируемого.

Этюд головы акварельюПрежде чем писать, всегда внимательно изучайте объект изображения, стремитесь увидеть в нем характерное, присущее только ему. Старайтесь понять и передать природу изображаемого. Не оставляйте без внимания второстепенные детали. Правильно расставляя акценты, не забывайте о том, чтобы форма была цельная, значительная, избегайте дробности и пестроты. У всех больших мастеров прошлого в портретах выдержаны основные цветовые отношения: лица к фону, волосам, костюму. Далее, не разрушая большого цветового и тонового пятна лица, тончайше прорабатывайте все детали, согласуя их между собой и подчиняя все главной форме. Особое внимание уделите глазам, которые могут многое сказать о человеке, его характере, внутреннем состоянии.

Закончим статью словами замечательного русского художника П. Федотова: “…портрет должен быть исторической картиной, в которой изображаемое лицо было бы действователем; тогда только в нем будет смысл, жизнь, виден характер того, с кого пишут”.

В. МАЛЫЙ,
преподаватель Московского государственного
художественного института имени В. И. Сурикова

Похожие

Leave a Comment