мане.рф

Юшанов Алексей Лукич

Юшанов Алексей Лукич
«Проводы начальника»
1864 год
Холст, масло. 69 x 87 см
Государственная Третьяковская галерея

(1840-1866)
Живописец-жанрист; график. Уроженец Тамбовской губернии, из семьи ремесленника. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества у Е.С.Сорокина. Умер рано и о жизни его известно немного.

Автор множества графических листов, воспроизводящих “типы” своего времени (Государственный Русский музей).

Единственное дошедшее до нас живописное произведение – картина “Проводы начальника”, за которую художник был удостоен Большой серебряной медали. В ней Юшанов развил жанровую традицию П.А.Федотова с её острой социально-критической направленностью. Скомпонованная по принципу театральной мизансцены, сдержанная по колориту, она привлекает многообразием индивидуальных психологических характеристик действующих лиц, умело расставленными сатирическими акцентами.

«Проводы начальника» – загадочнейшая картина, хотя бы потому, что она – единственное, что осталось в истории от художника Алексея Лукича Юшанова (1840 — 1866 (?)). Он не заслужил даже главки в Большой Советской энциклопедии; неясно, когда он, собственно, умер. Имя осталось в ряду художников второго плана (Соломаткин, Прянишников, Морозов), как шлейф кометы, выстроившихся за Перовым. Концентрат социальной злости, на котором были замешены первые и самые известные перовские картины, у его последователей растворен в большем количестве идеологической воды — и темы помельче, и типажи не столь уродливы. А Юшанов, если судить по одному доступному нам шедевру, простодушием превосходил всех коллег по цеху.
Композиция «Проводов начальника» вызывает самые разнообразные ассоциации. Есть здесь перекличка и с «Приездом гувернантки» Перова, и со «Сватовством майора» Федотова. Прихожая, где начальнику подносят рюмочку на серебряном подносе, напоминает сцену, все действующие лица — как и положено в спектакле — разделены на несколько групп (любопытствующие гости, одевшиеся посетители и молодые чиновники, суетящиеся вокруг старого шефа).
Но вот тут-то социальное чутье явно художника подвело. Изобразил бы он начальника толстым и пьяным, как сделал это Перов со своим попом в «Крестном ходе на пасхе», — и лакейская сущность его приближенных стала бы более чем очевидна. Но главный виновник — эдакий божий одуванчик. И все его пороки — не более чем причуды пожилого человека. Их можно отнести на счет преклонного возраста, а не нравов и социальных порядков.
Юшанов активно заимствовал художественные открытия Федотова — характер персонажей выражается через жесты и позы. Фризом развернутая сцена, как в театре теней, строится на красноречивых силуэтах. Каждый герой, как в классической пьесе, — носитель отдельно взятого порока. Но Федотов к тому же чрезвычайно смешно обыгрывал мир вещей — у него любая деталь интерьера пародирует людей. Юшанов до таких тонкостей не дошел — квартира у него написана со скучной добросовестностью аккуратного фиксатора.


Комментарии

Добавить комментарий