Репродукции

Назад

Врубель



    Он окружал свою жизнь тайной (недаром так много невыясненного в его биографии), и эту тайну ему было очень важно иметь...

    Также окутаны тайной его отношения с молоденькой певицей- его последней киевской пассией. По словам самого Врубеля, "ее нравственный облик манил его тихим пристанищем". Но мог ли он с его характером удовлетвориться такой любовью? В этом смысле картина "Гамлет и Офелия", для которой моделями послужили девушка и он сам, красноречива, как исповедь.

    Однако еще более важен в ней не этот житейский план. "Гамлет и Офелия"- это не только автобиографическое произведение; Врубель осознает себя как Гамлета, а Гамлета - как героя вечного общечеловеческого мифа о "необоримой душевной раздвоенности", воплощенной в вечном вопросе к миру: "Быть или не быть?", как носителя неистребимой печали и демонического скепсиса...

    Вся картина, образы Гамлета и Офелии, их любви отмечены тем же настроением таинственной неразрешимости "призрачных" часов - "ни день, ни ночь, ни тень, ни свет", - какое царствовало в "Синем ангеле" и давало себя знать в портрете военного. Особую "тональность" этой картины могли навеять впечатления от темного звездного украинского вечера, от синей полуночи среди каштанов. Но в загадочной синеве неба и облаков картины, созданной Врубелем, смутно проглядывают черты другого небосклона, другой страны - какие-то очертания далеких гор, какое-то прекрасное легкое небо, чем-то напоминающее итальянское, а может быть, небо этюдов А. Иванова к полотну "Явление Христа народу". Согласно преданию, Врубелю в 1888 году снова удалось съездить в Италию, и композиция "Гамлет и Офелия" убеждает в возможности этого факта.

    Надо сказать, что подобной живописи еще не создавал художник. Таких синих, поистине колдовских сумерек еще не было в его образах. Невозможно подобрать слова, чтобы определить цвет неба - подвижного и неподвижного, чтобы охарактеризовать весь особенный колорит этой картины, ее удивительную живопись.

    Синие краски - полуночные краски - нужны были Врубелю в ту пору и по, каким-то внутренним побуждениям, почти физиологическим. Именно эти цвета становились его органическими цветами- казалось, они облегчали его от частых головных болей... А быть может, его влекло в сутках особенное время полуночи еще и потому, что в его тихой прозрачности и "бездонной" сумеречности можно было как бы охлаждаться и успокаиваться после бурных и буйных вечеров, проведенных в цирке и неизвестном где-то...

    Тонко прорисованная на фоне неба ветка дерева (может быть, это и киевская акация, но напоминающая лавр или мирт) - как волшебно она тает наверху, уходя в небо, и сгущается в глубокую тень за спиной Офелии! И как синие сумерки тенями окутывают здесь обе фигуры, как ложатся тени на лицо Гамлета, который вообще кажется здесь олицетворенной тенью... Все это исполнено поистине "по наитию", несет печать гения художника. Словно массив, словно сгустившаяся ночь, темная фигура Гамлета как бы выражение ночного духа природы. А изящная Офелия, меланхолично роняющая, рассыпающая цветы, - олицетворение того светлого, утреннего начала, которое также таится в этом пейзаже.

    Вместе с тем венок и лепестки цветов, медленно падающих, гирляндой ложащихся по платью Офелии, тонкие кружевные очертания дерева, осеняющего группу, - почти из салонной виньетки. Все это знакомо нам по эстетике 1870-х годов, вполне буржуазно по пониманию прекрасного. Поэтическая форма, но не совсем и не во всем высокого толка.

    Как отделить здесь возвышенную поэзию от дешевой примеси? Подлинность - от поверхностной театральности, нарочитости? Нежность, прозрачность и призрачность, драматизм - от приторной красивости, аффектации? Тем более что во всем поверхностно, дешево "красивом" ощущается нервный ток напряжения. Рисующийся на фоне неба рядом с изящным фарфоровым силуэтом Офелии силуэт Гамлета, подобный туче, так же как и его мрачное лицо, на котором вспыхивают, блестят белки глаз, вызывает ассоциации с Демоном. Ничего этого в "Гамлете" Шекспира нет. Нет подобной встречи Гамлета с Офелией где-то в саду... Врубель создает свою новеллу, свой миф о гамлетовской любви, своего рода эмоциональное пластическое воплощение темной таинственности гамлетовской раздвоенности души, неразгаданности его тайны.

    Это произведение с его колышущимся, исполненным тайн пространством - как оно отличается от прежней однозначной композиции, изображающей Гамлета и Офелию в меблированном интерьере со статуэткой на полочке и зеркалом на стене!

    Несомненно, однако, эту композицию следует связывать не только с фактами личной жизни художника, но и с одним ярким и важнейшим явлением культуры и литературы 1880-х годов - поэзией А. А. Фета. Хотя мы не знаем прямых высказываний Врубеля о Фете, ему, страстному почитателю Тургенева, несомненно должен был быть близок этот поэт. В ту пору художник тем более мог вспомнить о Фете, что в январе 1889 года поэту исполнялось пятьдесят лет и эта дата отмечалась достаточно широко - юбилейными торжествами и статьями в газетах и журналах. И, действительно, весь дух картины Врубеля, как бы программно-поэтической, насыщенной меланхолическими ритмами элегии, напоминает о сборнике стихотворений Фета "Вечерние огни", вышедшем в 1883 году, в ту пору, когда Врубель впервые обратился к теме "Гамлет и Офелия". В эту книгу стихов входит поэтический цикл, озаглавленный "К Офелии", и, читая его, невозможно не почувствовать его воздействия на творческую мысль создателя живописного образа. Вот отрывки из этих стихов:
"Как гений ты, нежданный, стройный,
С небес слетела, мне светла,
Смирила ум мой беспокойный,
На лик свой очи привлекла..."