Репродукции

Назад

Врубель

VII


    Весна 1883 года была памятна не только рафайлевскими торжествами. Вслед за ними в апреле 1883 года исполнялось 319 лет со дня рождения другого гения человечества - Шекспира. И, несмотря на то, что цифра "319" не юбилейная, публикации, посвященные Рафаэлю и Шекспиру, можно было встретить в это время в журналах, в газетах почти рядом. В этой связи бросается в глаза деталь в письме Врубеля о рафаэлевских торжествах: вспоминая о всяких Энграх, Делакруа, Васиных, Бруни и прочих, которые давали искаженного Рафаэля, Врубель уподобляет их, как фальсификаторов, Вольтеру с его переделкой Гамлета. В то время были глубокие основания для интереса к Шекспиру. Знаменательно, что Достоевский, в той или иной связи вспоминая о недосягаемых образцах великих гениев мировой культуры, называл два имени - Рафаэль и Шекспир - и почти всегда рядом, вместе.

    Шекспир тоже имел отношение к Ренессансу, Возрождению, но в его заключительной стадии, в разрушении цельного, гармонического отношения человека и мира, в глубоком кризисе человеческой личности. И в этом аспекте в своих творениях он раскрывал основополагающие закономерности бытия, высшие проблемы человеческого духа. Вот почему творчество великого английского драматурга становилось тогда в России особенно актуальным. Некоторые приверженцы Шекспира готовы были видеть в нем союзника в борьбе за обновление русской жизни, в борьбе со злом.

    Некий А. К. в статье, опубликованной в журнале "Искусство" в том же апреле 1883 года, писал: "Не нам, русским, пренебрегать Шекспиром: мы больше, чем кто-нибудь, нуждаемся в великих идеях - философских и поэтических; мы больше, чем кто-нибудь, должны внимать этим идеям всем существом своим и освобождаться из-под гнета влияний, тормозящих нашу нравственную и общественную жизнь. В минуты тяжелой борьбы со злом и насилием, в минуты тяжелой придавленности, тяжелого отпора всякому нашему высокому самоотверженному порыву никто не может удержать нас на высоте человеческого достоинства и призвания, кроме Шекспира..."

    Особенным же признанием среди произведений Шекспира пользовалась трагедия "Гамлет" и ее герой. В это трудное, сумеречное время кризисных настроений образ принца Датского своей духовной сложностью, причастностью к конфликтам со всем миром и с самим собой, своей загадочностью, "неразрешенностью" отвечал глубоким душевным потребностям людей.

    Образ Гамлета "пустил корни" в душе Врубеля еще в юности, еще в гимназические годы. От В. Г. Белинского до поэтов-"парнасцев" - все вспоминали Гамлета. Особенно любимый Тургенев - страстный поклонник Шекспира. "Милый Тургенев... прочла ли ты его всего?" - спрашивал он тогда сестру. Он-то сам прочел. И не один раз. И во многих произведениях Тургенева встречался с образами Шекспира, претворенными в сознании героев Тургенева, входящими в их жизнь, особенно часто - с образом Гамлета. "Гамлет Щигровского уезда" и "Дневник лишнего человека", "Дым", "Вешние воды", "Накануне", "Отцы и дети", "Рудин", "Новь" - во всех этих произведениях возникал образ Гамлета, вспоминался их героями, служил как бы мерилом их отношения к жизни, к людям. И среди этих разных интерпретаций образа датского принца Тургеневым Врубеля, кажется, особенно интересует его трактовка в статье "Гамлет и Дон-Кихот".

    "Анализ прежде всего и эгоизм, а потому безверье. Он весь живет для самого себя, он эгоист, но верить в себя даже эгоист не может... Но это я, в которое он не верит, дорого Гамлету. Сомневаясь во всем, Гамлет, разумеется, не щадит и себя; отсюда проистекает его ирония... Гамлеты ничего не находят, ничего не изобретают и не оставляют следа за собою, кроме следа собственной личности, не оставляют за собой дела. Они не любят и не верят. Что же они могут найти?"

    Не случайно и сверстники Врубеля - В. М. Гаршин и С. Я. Надсон, Д. Н. Мамин-Сибиряк и А. П. Чехов - каждый по-своему были привержены образу Гамлета. Вышедший в 1882 году сборник рассказов Гаршина вызвал многочисленные отклики, весьма красноречивые в этом смысле. Критики сравнивали с принцем Датским самого писателя, черты шекспировского героя находили в его персонажах, современную эпоху оценивали как благоприятную для "гамлетизма".

    Так, М. Гарусов (Якубович) в статье "Гамлет наших дней", опубликованной в журнале "Русское богатство", посвященной Гаршину и его рассказам, писал: "Перед Гамлетом наших дней стоит роковая альтернатива: жить как все или верить и жить как единицы. Но Гамлет неспособен ни к тому, ни к другому. Ни спать, ни бороться, веруя, - он не хочет и не может; и, отлично зная, что другого выхода нет, кроме разве выхода в ад, он выбирает себе именно этот ад муки и горечи, ад самобичевания: выворачивает всю свою "внутренность", заглядывает в чужие души, подвергает всю окружающую жизнь беспощадному анализу критики..." В конечном счете М. Га-русов видит в Гаршине представителя современной передовой интеллигенции и связывает гамлетизм с пробуждением в ней/общественной совести.

    Следуя за Достоевским, объединяя Рафаэля и Шекспира, сверстник Врубеля - поэт М. Минский, в недавнем прошлом революционер-народоволец, напротив, подчеркивал "вечность" идей Шекспира, "идеальность" его героев, их непричастность к текущей действительности и самодовлеющую ценность.

    По мнению некоторых критиков либерального толка, колебания Гамлета - неизбежный момент в жизни каждого мыслящего человека.

    И, наконец, Сальвини... Немногим больше года назад прошли в Петербурге гастроли знаменитого трагика, исполнявшего роль Гамлета. Всем своим обликом, всей своей игрой он как бы утверждал, что никогда не сможет быть до конца исчерпан этот самый привлекательный и самый загадочный в мировой литературе образ. Сальвини так писал тогда о Гамлете в журнале "Живописное обозрение": "Его беспокойная и разочарованная душа, жаждущая убедиться в правильности своих страшных подозрений, обитает в тщедушном теле, которое одарено лимфатически-нервным темпераментом. Отсюда его колебания, его страх, его вечные сомнения и нерешительность; его ум вечно борется с его сердцем, сердце побуждает его к действию, а ум удерживает его, и он остается недвижим. Он сомневается в своих друзьях, в своей возлюбленной Офелии, в своей матери, в тени отца, в себе самом и в "неведомом будущем за гробовой доской". Путем мышления он доходит до того, что сомневается во всем, и идея Шекспира, положенная в основу Гамлета, очевидно, "первенство мысли над действием".

    Как бы то ни было, решив писать свою картину на тему "Гамлет и Офелия", Врубель приобщается к животрепещущей полемике между современниками.

    Автопортрет, написанный в 1883 году, явно затронут тургеневской интерпретацией Гамлета. Врубель смотрит на свое лицо открыто и прямо и словно ловит себя. Никаких ходов для недомолвок и увиливаний. В портрете подчеркнута земная грубость, материальность в широком овале лица, в мясистых щеках, в слегка расплющенном носе, наконец, в шапке волос. И в то же время в лице есть легкая асимметрия. Рот, слегка закушенный, и нарочито открытый взгляд, какая-то бродящая по лицу "скользящая" усмешка; выражение лица чуть-чуть испуганное, точно портретируемый хочет спастись от собственной проницательности, защититься, уйти. Можно ли до дна заглянуть в себя, да и следует ли? Вся "сдвинутость" в чертах лица выявляет особую подвижность и сложность внутренней жизни, выразившейся в трудном и мучительном самопознании, в самоанализе. Разрушение целостности. Вспоминается не только Гамлет в интерпретации Тургенева, но и "подпольный человек" Достоевского. Очевидно, Врубеля, да и не его одного, Гамлет привлекал интенсивностью внутренней духовной жизни, но не простой, цельной и гармоничной, а полной неразрешимых, безысходных противоречий. Гамлет мог служить как бы синонимом сложного, конфликтного "внутреннего" человека. Такого Гамлета, как показывает автопортрет, Врубель готов был видеть и в себе самом. Вместе с тем Гамлет со всей его бесконечной сложностью мог притягивать будущего художника еще и потому, что, отвечая его романтическим настроениям, был противоположен "нормам" академического обучения которые его все более тяготили.