мане.рф
Бистр, тушь

Бистр, тушь

(Ж. Парросель. Этюд двух всадников. Тушь, перо, кисть)

Перед вами рисунок французского художника Жозефа Парроселя (1646 -1704). Тонкие и уверенные росчерки пера лаконично передают большие формы и мелкие детали, движение в незатейливом сюжете. Впечатление объема, формы достигается не только посредством “живой” линии, но и тоновой красно-коричневой заливкой. Этот рисунок выполнен тушью-пером и кистью.

Посещая выставки графики, знакомясь с репродукциями известных художников настоящего и прошлого, вы, очевидно, обращали внимание на условные буквенные сокращения рядом с названием работы. Как правило, это название материала, техники, которые использовал художник. Мы познакомим вас с так называемыми “мокрыми” графическими материалами и техниками – бистром и тушью. В чем-то они схожи, но есть и различия.

Рафаэль. Голова девушки в профиль. Перо, бистр.
Рафаэль. Голова девушки в профиль. Перо, бистр.

Бистр (франц. bistre) – краска, получаемая из сажи специально обработанной древесины в определенной смеси со связующим веществом (клеем). Интенсивный темно-коричневый цвет ее при разбавлении водой изменяется, приобретая более светлые и мягкие тона с желтоватым оттенком. Бистр, а позднее и тушь были излюбленными средствами для рисования у старых мастеров (XV-ХVIIIвв.) Рафаэля, С. Боттичелли, А. Дюрера, П. Брейгеля, Рембрандта, А. Ван-Дейка. В конце XVIII века бистр как изобразительный материал постепенно уступает свое место туши и сепии.

Тушь (немец. tusche) – рисовальный материал, состоящий преимущественно из сажи, образующейся при сгорании масел, и клеящих веществ. Тушь бывает сухая, в виде плиток, и жидкая. Разбавленная водой, по высыхании она почти не смывается. Цветовые оттенки ее могут колебаться от буроватого до серебристо-серого. Неразбавленная тушь в отличие от прозрачной акварели дает на бумаге интенсивно-черное пятно.

Тулуз-Лотрек. Прачка. Кисть, тушь. 1888.
Тулуз-Лотрек. Прачка. Кисть, тушь. 1888.

И бистр и тушь – это материалы для рисования кистью или пером. Особенность таких рисунков – штриховая манера исполнения. До середины XIX века широко распространенными были гусиные перья, а потом в художественную практику прочно входит металлическое перо, которое дает более тонкую и ровную линию. Техника тростникового пера отличается более энергичным штрихом. Трудность работы заключается в особой чувствительности пера, легко изменяющего характер линии. При рисовании бистром и тушью, помимо пера, используются и кисти из различных материалов и разных форм, тампоны.

Э. Делакруа. Портрет мадам Пьерре. Перо, тушь, кисть. 1827.
Э. Делакруа. Портрет мадам Пьерре. Перо, тушь, кисть. 1827.

У каждого из художников свои индивидуальные “секреты”. Рембрандту, например, была свойственна не только проработка рисунка пером, но и кистью, щепочками, палочкой и даже собственными пальцами, испачканными краской. Современные художники иногда работают заостренной под “лопаточку” спичкой, для удобства вставленной в цанговый карандаш. Такой прием дает очень живой, бархатистый штрих. В зависимости от того, под каким углом проходит линия, меняется ее выразительность – от тяжеловесной, толстой до скальпельно-тонкой, детальной. Техника исполнения тушью и бистром довольно активна по изобразительному языку: тщательная и точная проработка пером, заливка с помощью кисти тонкими тональными градациями, их контраст с белой (или слегка тонированной) бумагой – все это дает художнику большие творческие возможности.

В технике туши работали известные советские художники С. Герасимов, А. Дейнека, Ю. Пименов и многие другие. Доступная и неприхотливая, выразительная и гибкая в технических приемах, тушь и сейчас широко используется художниками в зарисовках, эскизах, оформлении книг, станковых графических произведениях.


Комментарии

Добавить комментарий