мане.рф
Грунты для масляной живописи

Грунты для масляной живописи

Грунты для масляной живописи Подготовка основы для масляной живописи, от которого зависит успех работы и дальнейшая фсохранность произведения, — проклейка и грунтовка холста. Проклейка должна образовывать тонкую эластичную пленку, закрывающую поры ткани, и обеспечить хорошую связь основы с грунтом. Проклейка и грунт предохраняют волокна холста от впитыва­ния масла из красочного слоя. Основное назначение грунта — способствовать прочному сцеплению красок с холстом, делать поверхность основы удобной для работы, придавать ей желаемый цвет.

Художники средневековья писали обычно на белых грунтах, в ХVII—XVIII веках широко были распространены цветные грунты. Они окрашивались или по всей толщине, или только в поверхностном слое. Тонкий цветной завершающий слой масляной краски на белом клеевом грунте в старину называли имприматурой. С середины XIX ве­ка и до наших дней живописцы предпочитают грунты белого цвета.

Цвет грунта влияет на колорит всей картины. С годами это влияние усиливается, поскольку масляные краски постепенно становятся прозрачнее. Увлечение некоторых художников темными грунтами отразилось на их произведениях — они потеряли цветоносность, особенно в тенях, приобрели несвойственную им при создании контрастность. Примером могут служить некоторые картины М. Караваджо, X. Риберы, Д. Веласкеса. На цветных грунтах писали многие русские художники, например, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский. Цвет грунта может исполнять роль основного полутона картины. В этом случае он едва прокрашивается в теневых полутонах (произведения П. Рубенса).

Использование тонированного грунта требует от живописца большого опыта, умения предвидеть как основную тональность произведения, так и те изменения, которые со временем произойдут в красках. Белый грунт обладает многими преимуществами, например, позволяет достигнуть светлых и прозрачных тонов в теневых частях, а это особенно важно при изображении пейзажа и пленэрных композиций. Не случайно С. Щедрин в начале XIX века первым из русских художников полностью отказывается от цветных грунтов, в то время как в портретной живописи О. Кипренского, В. Тропинина и К. Брюллова в зависимости от задач используется то белый, то тонированный грунт.

Грунт в определенной степени участвует в формировании живописной поверхности: он может быть гладким и скрывать фактуру холста или в тонком слое сохранять ее — такой грунт эластичнее и способствует лучшей сохранности картины.

Грунтованный холст продается готовым, но качество его не всегда удовлетворяет художников, поэтому многие сами готовят холст для живописи. Каждый вырабатывает свой рецепт грунта, более или менее «тянущего», глянцевого, пористого и т. д. — какой больше соответствует его творческой манере. Но для того чтобы выработать свой рецепт, необходимо знание материалов грунтов и способов грунтовки.

Грунт состоит из связующего вещества (клей, масло, эмульсия), наполнителя (мел, сухие пигменты) и добавок: пластификаторов и антисептиков. В зависимости от выбора связующего грунты бывают клеевые, масляные, эмульсионные и полумасляные. Перед нанесением любого грунтового состава холст необходимо проклеить клеевым раствором. Для проклейки используют главным образом клей животного происхождения: рыбий, столярный, желатин, казеин.
Материалы для проклеек и грунтов
Лучший клей для проклейки холста и грунтов — рыбий, который получают из внутренней оболочки плавательного пузыря осетровых рыб. Он представляет собой тонкие, полупрозрачные пластины. Поскольку осетровый клей редко бывает в продаже, то холст и другие основы для живописи можно проклеивать и грунтовать желатином. Выпускается три вида желатина — пищевой, технический и фотожелатин. Для проклейки и грунтовки лучше всего применять фото – или пищевой желатин. За неимением осетрового клея и желатина можно пользоваться столярным клеем. Лучшие сорта столярного клея имеют вид не толстых полупрозрачных коричневатых плиток.

При охлаждении растворов желатина, рыбьего или столяр­ного клея они застывают, пре­вращаются в студенистую массу, а после подогрева опять пе­реходят в жидкое состояние.

Некоторые художники приме­няют для грунтов казеин. Почти все картины П. Кончаловского написаны на казеиновых грунтах. Казеин растворяется в воде, если добавить нашатырного спирта. После высыхания ка­зеиновые клеи образуют твердую и хрупкую пленку, нерастворимую в воде.

В последнее время для проклеек и грунта стали применять синтетический клей ПВС, пластифицированный глицерином. Поливиниловый спирт — это сухой белый порошок без цвета и запаха. В большинстве случаев его используют как добавку к растворам осетрового клея или желатина. Клеевые пленки, образуемые такими составами, очень эластичны.

Пленка, образуемая на поверхности холста после проклейки клеями животного происхождения, и клеевые грунты имеют недостатки, в некоторой степени устранимые. Во-первых, они не обладают хорошей растяжимостью и гибкостью, позволяющими восстанавливать первоначальную форму при натяжении, перегибании, а также при изменении температуры и влажности воздуха. Для увеличения эластичности клеевой пленки и грунтов в растворы добавляют пластификаторы: мед (50 процентов от массы сухого клея) или глицерин (20 процентов от массы сухого клея) *.

Вторым недостатком животных клеев является их способность плесневеть и загнивать. Поэтому необходимо добавлять в клеевой состав консервирующие вещества — антисептики: пентахлорфенолят натрия, квартолит, катионат-10, катомин А. Любой из названных антисептиков вводится в клеевой раствор из расчета 1 процент к массе сухого клея. Таким образом, на каждые 100 граммов клея берут 1 грамм антисептика, 50 граммов меда или 20 граммов гли­церина.

Наполнителями для грунтов служат мел и сухие пигменты, представляющие собой тонко растертый цветной порошок, который не растворяется в связующем. Чаще всего используются цинковые и свинцовые белила или их смесь. Эти пигменты можно применять во всех видах грунтов для масляной живописи. Грунты, содержащие свинцовые белила, способствуют более равномерному и быстрому высыханию красочного слоя.

Мел применяется только в клеевых и эмульсионных грунтах с малым количеством масла, так как при смешивании с маслом он приобретает грязноватый цвет и образует на холсте медленно сохнущий непрочный грунтовой слой. Прежде чем засыпать в клеевой раствор мел, его измельчают в порошок и просеивают через мелкое сито. Некоторые художники в качестве наполнителя используют мел в смеси с цинковыми или свинцовыми белилами. Другие пигменты в настоящее время применяются редко, иногда в малом количестве их добавляют для подкрашивания грунтового состава: в масляные грунты можно добавлять масляные краски, а в клеевые — гуашь. Но начинающему художнику не следует увлекаться цветными грунтами, лучше всего пользо­ваться белыми или слегка подкрашенными.
Приготовление клеевого раствора. Проклейка холста
Чтобы приготовить раствор осетрового клея, берут чистые пластины сухого клея, размельчают и заливают холодной дистиллированной или кипяченой водой. Клей замачивают в эмалированной, фарфоровой или стеклянной посуде так, чтобы он полностью был закрыт водой. Через 12—16 часов воду сливают, разбухший клей разминают до кашицеобразного состояния, снова заливают водой и варят 40 минут. Ставить сосуд с клеем прямо на огонь нельзя: при температуре более 60 градусов раствор теряет клеящие свойства. Поэтому клей варят в специальной клееварке или на водяной бане (кастрюлька с клеем помещается в более широкую кастрюлю с водой). Сваренный клей процеживают через марлю, добавляют предварительно разведенный в небольшом количестве воды антисептик, а потом доливают до рассчитанного объема дистиллированную или кипяченую воду. Приготовленный таким образом клеевой раствор можно хранить в холодильнике при температуре плюс 5—6 градусов не более 5—7 дней.

Для приготовления клеевого состава из желатина, столярного клея или ПВС их растворяют в той же воде, в которой они замачивались.

Для проклейки плотных тонких холстов готовят 5-процентный клеевой состав, для средне-зернистых — 6-процентный, для толстых фактурных холстов — 8-процентный. Чтобы приготовить, например, 350 граммов 6-процентного раствора, нужны 21 грамм сухого клея, 10 граммов меда или 4 грамма глицерина, 0,2 грамма антисептика и 320 граммов воды. Этого количества раствора хватит, чтобы дважды проклеить квадратный метр холста.

Обычно делаются две проклейки. При первой раствор не должен проступать на оборотной стороне холста. Вторую проклейку можно делать не раньше чем через 12 часов. Нельзя ускорять сушку холста обогревательными приборами, сушить его на солнце или у плиты. Холст должен сохнуть при комнатной температуре и хорошей вентиляции, иначе клеевая пленка будет неравномерной, со сквозными отверстиями между нитями ткани. Перед вторичной проклейкой узелки и свободные концы нитей осторожно срезают, а большие узлы продавливают наизнанку, холст шлифуется куском пемзы или наждачной бумагой. Вторую проклейку не зачищают, чтобы не нарушить целостности образовавшейся клеевой пленки. Клеевой состав можно наносить флейцем (широкая плоская кисть с короткой ручкой), щеткой или шпателем.

Если клей наносят флейцем, то холст в этом случае ставят вертикально, в таком положении, чтобы его поверхность просматривалась в скользящем свете. Клеевой состав подогревается до температуры плюс 28 градусов и наносится слегка отжатым флейцем равномерно, по направлению нитей холста, без нажима. При этом не следует проводить флейцем по одному и тому же месту много раз.

Когда клей наносится шпателем, подрамник с полотном кладут горизонтально. Клей используется в тот момент, когда он становится студенистым, но еще не потерял текучести; клеевой состав равномерно распределяется шпателем по всей поверхности холста.

Поры, которые могут остаться после повторной проклейки, заполняют с помощью маленькой кисточки. Если в этом случае холст не покрылся сплошной пленкой, его проклеивают третий раз слабым, 4—5-процентным раствором клея.

После проклейки все отверстия между нитями ткани должны быть закрыты тонкой равномерной и эластичной пленкой. При надавливании с оборотной стороны на холст она не долж­на потрескивать. Потрескивание означает, что холст переклеен. На таком холсте грунт и красочный слой в скором времени покроются сетью кракелюров (трещин).

Для того чтобы хорошо проклеить холст, нужны опыт и сноровка. Поэтому первые проклейки могут получаться неудачно. В этом случае не огорчайтесь, а снимите холст с подрамника, постирайте его, просушите, натяните на подрамник и проклейте вновь.

Ю. АФРИН,
художник-реставратор


Комментарии

Добавить комментарий