Сейчас ваша корзина пуста!
Музей-усадьба В. И. Сурикова, Красноярск
Тем, кто хочет в буквальном смысле «пальцами» прикоснуться к истокам творчества Сурикова, необходимо посетить удивительный сибирский музей, расположившийся в доме, где художник родился и вырос.
Творческое наследие Василия Сурикова столь велико, что его вполне хватает для того, чтобы посетитель любого более или менее крупного российского музея смог своими глазами увидеть работы художника. Как и в случае с другими русскими живописцами, их львиная доля поделена (примерно в равной пропорции) между московской Третьяковской галереей и петербургским Русским музеем. Кроме того, творчество Сурикова представлено в музейных собраниях Самары, Твери, Тулы, Донецка (Украина), Калуги, Кирова, Омска, Перми, Рязани, Саратова, в музеях-заповедниках «Абрамцево» и «Поленово», в Московской духовной академии и т. д. Не остался обделенным произведениями своего великого земляка и его родной Красноярск. Несколько картин живописца хранится в Красноярском художественном музее и в Музее-усадьбе В. И. Сурикова.
Последний музей очень интересен, так как дает представление о среде, в которой рос будущий мастер. Если не забывать о том, что все его творчество уходит корнями в детские и юношеские «впечатленья бытия», то значение музея трудно переоценить.
С домом, где он расположился, накрепко связаны первые двадцать лет жизни Сурикова — за исключением двух лет (1854—56), проведенных в селе Сухой Бузим, куда переводили служить его отца. Из этого дома Суриков зимним путем отправился в 1868 году в Академию художеств — «завоевывать» Петербург. В этот дом не однажды приезжал летом, став известным живописцем, — особенно часто он это делал в конце 1880-х и в 1890-е годы. Более того, после смерти жены он предполагал навсегда поселиться здесь вместе с детьми. В мае 1889 года художник отправился в Красноярск, возвратившись в Москву лишь осенью 1890 года. В последний раз Суриков посетил родной дом за полтора года до смерти, в 1914 году.
Двухэтажный красноярский дом Суриковых сохранился до наших дней в первозданном виде. Сохранилась и сама усадьба с флигелем и надворными постройками. В XIX веке дома в Сибири рубили крепко, «навечно». Его построили из лиственницы (без единого гвоздя!) еще в 1830 году дед Сурикова, Василий Иванович, и его отец, Иван Васильевич. С тех пор дом не перестраивался, сохранив дыхание прежней жизни сибирского казачества. «Дом наш, — рассказывал Суриков, — соболями и рыбой строился… Комнаты в доме были большие и низкие. Мне, маленькому, фигуры в них казались громадными».
До самой смерти в нем жила мать художника, Прасковья Федоровна (1818—1895), и его брат, Александр Иванович (1856—1930). А. И. Суриков из Красноярска практически не выезжал, служа в Красноярском губернском суде. Со старшим братом он был очень близок, являясь единственным человеком, с которым художник переписывался всю свою жизнь, поверяя ему самые интимные свои мысли, делясь впечатлениями от поездок и замыслами новых работ. Именно А. И. Суриков подсказал живописцу, пытаясь вылечить его от тоски, идею написать «Взятие снежного городка»: «Мне очень хотелось, — вспоминал он, — чтобы он после смерти жены не бросил свое художество». И не только подсказал, но и угодил в герои этого полотна, созданного в Красноярске.
После смерти А. И. Сурикова наследницы, дочери художника, передали свое родовое «гнездо» в дар городу Красноярску, дабы увековечить память о его знаменитом уроженце.
В 1948 году, в ознаменование столетия со дня рождения В. Сурикова в усадьбе был основан музей художника. Музей, по сибирским меркам, очень богат: в нем хранится несколько сотен экспонатов — в частности, 92 произведения художника, его личные вещи, документы, книги. Среди произведений — замечательные портреты и пейзажи, принадлежащие кисти Сурикова. Приезжая на родину, он всегда много работал в жанре пейзажа — сама могучая сибирская природа как бы призывала его к себе, очаровывала. «Горы у нас, — говорил он, — целиком из драгоценных камней — порфир, яшма. Енисей чистый, холодный, быстрый. Бросишь в воду полено, а его Бог весть куда уже унесло».
В музее работает несколько научных сотрудников, проводятся тематические выставки, специалисты читают лекции, на которые собираются красноярские школьники и студенты. Всего через Музей-усадьбу В. И. Сурикова ежегодно проходит около семи тысяч человек.
Мать художника
Прасковья Федоровна Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду Торгошиных, основавшему Торгошинскую станицу на берегу Енисея — напротив Красноярска. Торгошины упоминаются в документах еще XVII века. Несмотря на свою неграмотность, П. Ф. Сурикова сыграла важнейшую роль в выявлении художественных наклонностей своего сына, являя пример художественного отношения к жизни всем своим «бытовым поведением». Она замечательно плела кружева и вышивала бисером и гарусом целые картины. Суриков отзывался о своей матери с неизбывной нежностью. «Мать моя удивительная была, — рассказывал он М. Волошину. — У нее художественность в определениях была: посмотрит на человека и одним словом определит». Когда купец П. Кузнецов предложил Сурикову отправиться в столицу вместе с ним, П. Ф. Сурикова без тени сомнения благословила сына на этот путь. Она вполне понимала его тогдашнюю «тоску» (собственное слово художника) по искусству.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.