мане.рф
Музей-заповедник «Абрамцево», Подмосковье

Музей-заповедник «Абрамцево», Подмосковье

Абрамцево, заповедное место отечественной культуры, сохранило для нас память о многих выдающихся мастерах. В XIX веке именно здесь собирались новые художественные силы, менявшие «ландшафт» русского искусства.

Наиболее солидная коллекция произведений М. Врубеля хранится в Москве, в Третьяковской галерее. Несколькими шедеврами художника гордится и петербургский Русский музей. Отдельные его картины и рисунки экспонируются в музеях и галереях Саратова, Кирова, Новгорода, Рязани, Одессы. Выделяется в этом ряду музей-заповедник «Абрамцево» в Подмосковье.

Музей-заповедник «Абрамцево», Подмосковье
Старый дворянский дом в Абрамцеве, где теперь располагается центральная экспозиция музея.Наверху: Церковь Спаса Нерукотворного, возведенная в начале 1880-х годов по проекту В. Васнецова.

С Абрамцевом связаны судьбы многих выдающихся деятелей русской культуры XIX века. Все началось с того, что это имение в 1843 году купил Сергей Тимофеевич Аксаков (1791—1859). Давно уже Н. Гоголь, слушая живописные рассказы Аксакова, призывал его взять перо в руки. Оказавшись в Абрамцеве, этом, по его собственным словам, «раю земном», тот наконец решился попробовать себя в литературе. И… в очень скором времени превратился в знаменитого писателя. Предложив публике одно за другим написанные в Абрамцеве сочинения «Записки об уженье», «Записки ружейного охотника», «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания», он явился создателем нового жанра в русской литературе — жанра, условно го­воря, лирической повести с элементами автобио­графии.

С. Т. Аксаков всегда находился в центре мос­ковской литературно-художественной жизни. Перебравшись в Абрамцево, он в некотором смысле перенес этот центр именно сюда. Здесь у него подолгу гостил вечно бездомный Гоголь, ча­сто приезжали в Абрамцево И. Тургенев, М. Щеп­кин, А. Хомяков, Ю. Самарин, М. Погодин, Н. За­госкин. Долгими вечерами велись споры о судьбах России — сама древняя земля Радонежа, помнившая любимейшего русского святого, Сер­гия Радонежского (Троице-Сергиевская лавра на­ходилась в 12-ти верстах от Абрамцева), как бы благоволила этим спорам. Аксаков, не одобряв­ший «мессианских» устремлений позднего Гого­ля, уговаривал его вернуться к художественному служению и закончить «Мертвые души». Напи­санные главы второго тома «Мертвых душ» Го­голь читал вслух считанное число раз — однажды это случилось именно в Абрамцеве. Здесь форму­лировались основные идеи славянофильства — два сына Аксакова, Константин и Иван, были виднейшими его деятелями.

Музей-заповедник «Абрамцево», Подмосковье
Каминный экран-панно «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890-е), созданный М. Врубелем, и сейчас находится в гостиной абрамцевского дома.

Савва Иванович Мамонтов (1841—1918), ку­пивший Абрамцево в 1870 году у дочери С. Аксакова, Софьи Сергеевны, утверждал, что дух ста­рика Акасакова продолжал и при нем витать в доме. Мамонтов превратил имение в Мекку для русских художников и музыкантов. Здесь подол­гу жили и работали И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, братья Васнецовы, М. Врубель, И. Левитан, К. Коровин, В. Серов… У Репина в Абрамцеве во время одного из вечерних чтений возник замысел его «Запорожцев», В. Васнецов создал в мамонтовском имении практически все свои зна­менитые полотна («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на се­ром волке» и др.). Мамонтов не тро­гал старого дома, ведя при этом до­вольно интенсивное строительство в самом имении. Уже в 1873 году бы­ла возведена «Мастерская» для ху­дожников, чуть поз­же — «Теремок» (в соответствующем на­званию духе). В. Вас­нецов «соорудил» для детей хозяина «Из­бушку на курьих нож­ках».

В начале 1880-х го­дов по проекту В. Вас­нецова недалеко от главного дома построили церковь Спаса Неруко­творного — в традициях древнерус­ской архитектуры. Оформлением храма руководил В. Поленов. В 1890 году рядом — над могилой ра­но умершего сына Мамонтова, Анд­рея, — поднялась изящная часовня, в которую из церкви пробили дверь. Чуть позже здесь появилась врубелевская печь с керамическим зеркалом «Павлины».

Музей-заповедник «Абрамцево», Подмосковье
«Портрет Саввы Мамонтова» (1897), написанный М. Врубелем.

С наступлением лета жизнь в Аб­рамцеве начинала бить ключом. Приезжавшие живописцы сели­лись в главном доме, в специально построенных студиях, снимали да­чи в окрестных деревнях. Царила атмосфера всеобщей влюбленно­сти и постоянного творческого го­рения. Обсуждались новейшие идеи, велась ироническая «Лето­пись сельца Абрамцева», возрождались народные ремесла…

Все кончилось в 1899 году — с ка­тастрофой, постигшей хозяина имения, и последовавшим за ней его разорением.

После революции, в 1918 году, — по специальному постановлению Совнаркома — в Абрамцеве был ор­ганизован музей. В конце 1970-х го­дов его реорганизовали, увеличив территорию заповедника почти в восемь раз и приступив к работам по восстановлению первозданного ландшафта. Абрамцево — одно из самых популярных мест в России из всех посещаемых туристами и любителями искусства.

Савва Мамонтов

Современники называли его рус­ским Медичи, недвусмысленно определяя тем самым его место в тогдашней русской культуре. Он прожил необыкновенно насы­щенную жизнь. Окончилась она крахом — в 1899 году С. Мамонто­ва арестовали, предъявив обвине­ние в хищениях. Через год его оп­равдали, принудив тем не менее выплачивать огромный штраф. Он был разорен, все его ценно­сти и принадлежавшие ему произ­ведения искусства пошли с молотка. При этом вклад С. Ма­монтова в собирание русского ис­кусства остается неоспоримым. «Савва Иванович, — вспоминал В. Васнецов, — не был в тесном специальном смысле художник, певец или актер, или скульптор, хотя лепил много и очень удачно, и интересно, а была в нем какая-то электрическая струя, зажигаю­щая энергию окружающих. Бог дал ему особый талант возбуж­дать творчество других».


Комментарии

Добавить комментарий