мане.рф
Портрет

Портрет

Портрет… Для художника это один из самых притягательных жанров в изобразительном искусстве. Но и самый трудный. В истории мирового искусства создано великое множество портретов. Вглядываясь в образы, запечатленные на фаюмских портретах, поражаешься глубине и пронзительности человеческого взгляда, обращенного к нам сквозь века… Портрет – это зеркало души, но ведь оно может и льстить, и говорить правду, как бы открывая глаза на мир внутренних чувств или задавая неразрешимые загадки.

К жанру портрета мы обращаемся с самого раннего детства. Стремимся изобразить лики близких: мать, отца, братьев, дедушек, бабушек. Причем с присущим детям максимализмом, редкой остротой и наблюдательностью фиксируется самое характерное, что и составляет сущность изображаемого. Первый раз я попыталась “создать портрет“, когда мне было пять лет. Тогда я впервые . стала всматриваться в лица взрослых и детей. Во дворе, куда выходили окна нашей комнаты, люди жили своей неповторимой жизнью. Из этих впечатлений раннего детства постепенно складывались мои первые рисунки. Теперь могу сказать с уверенностью, что этот способ был совсем неплох для начинающего художника. Возможность видеть людей, подмечать цепкой детской памятью, как они живут, – наверное, все это и повлияло на мое увлечение именно жанром портрета.

Фаюмский портрет. Смуглый юноша в  золотом венке. Энкаустика. Начало или  середина 11 в.
Фаюмский портрет. Смуглый юноша в золотом венке. Энкаустика. Начало или середина 11 в.

Э. Уайес. Сын Альберта. Темпера. 1954.
Э. Уайес. Сын Альберта. Темпера. 1954.

С. Боттичелли. Портрет молодого человека с медалью. Темпера. Около 1470.
С. Боттичелли. Портрет молодого человека с медалью. Темпера. Около 1470.

Самозабвенно рисовала знакомых, близких, соседей, гостей. По памяти фантазировала в композициях, но персонажи были реально существующими людьми. Композиции рисунков наполнялись сюжетами и героями детских фильмов, первых прочитанных книг. Это совершенно особенное воспоминание о той поре, когда складывается характер человека, формируется духовный мир будущего художника. Немаловажно, что к моим художническим наклонностям было обращено внимание семьи. Дед мой, Николай Ильич Романов, был профессором искусствоведения. В его комнате висели репродукции картин любимого Боттичелли, гравюры и офорты Нивинского, Кустодиева, Остроумовой – Лебедевой, многие были с дарственными надписями авторов…

Е. Романова. Портрет  Жени  Литвинова. Масло, 1974.
Е. Романова. Портрет Жени Литвинова. Масло, 1974.

Первые шаги в искусстве были сделаны в атмосфере заинтересованности, внимания и одобрения со стороны взрослых. После смерти деда моим судьей стала бабушка. Не будучи ни искусствоведом, ни художником, она имела какое-то особое чутье к прекрасному. Мнение ее долгое время было для меня решающим. Никогда не забуду момент, когда она приколола на стену мой смешной, наивный рисунок в непосредственной близости к линогравюрам Кустодиева. Сделала это совершенно естественно и просто, а может быть, и из педагогических соображений…

Леонардо да Винчи. Джиневра де Венчи (Дама с можжевельником). Масло. 1480.
Леонардо да Винчи. Джиневра де Венчи (Дама с можжевельником). Масло. 1480.

Вырастая, стремишься расширить мир творчества, но образы семьи, близких людей как часть собственной жизни остаются в тебе навсегда. Они появляются в моих работах и теперь, будут появляться в будущем. Я согласна с художником, сказавшим: “Не следует всегда смотреть на жизнь из-под насупленных бровей, ведь мы, в сущности, всегда, всю жизнь остаемся детьми”.

Когда я вспоминаю детство, то не могу не сказать о портрете “Сын Альберта” одного из самых моих любимых современных художников – Эндрью Уайеса. Это американский мастер, которыи все свое творчество посвятил простым фермерам. Его герои всегда предстают такими, какие они в жизни – немолодые, некрасивые, усталые труженики или трогательные в своей угловатости дети. Но всегда в произведениях Уайеса есть качество, которое я особенно ценю в портрете, – отражение духовной сути героев. Причем это достигается очень тонко, глубокой продуманностью всего произведения, остротой композиции, изысканной сдержанностью колорита. Уайес написал сына своего соседафермера. Мечтательность, неуловимая жизнь души передаются художником поразительно трепетно и глубоко. Творчество Уайеса кажется мне на редкость цельным и органичным. Он не ищет эффектных героев, а в лицах простых людей, в их судьбах находит подлинный источник вдохновения.

Говоря об умении разглядеть в обыденном удивительное, необыкновенное, хочется вспомнить еще одного художника – Григория Островского. О его судьбе написано достаточно много. Он работал в усадьбе Не-роново Костромской губернии. В лицах детей, в их напудренных париках, мундирчиках и затейливых платьицах, в лицах дам, сановных мужей передан аромат эпохи, видна сама жизнь с ее радостями и печалями. Композиция его портретов проста. В них нет особенных приемов, но во всех вещах – огромное мастерство.

Русская портретная школа прошла долгий путь от скованных парсунных изображений до блестящих работ Вишнякова, Рокотова, Левицкого. Если любишь искусство портрета, нельзя не изучать и не вдохновляться лучшими творениями русских художников. Всегда среди любимейших произведений будут “Портрет неизвестной в розовом платье” Ф. Рокотова и пронзительный, трагический облик Параши Жемчуговой, написанный И. Аргуновым. В портретах Венецианова и художников его школы проявился всевозрастающий интерес к жизни народа, к национальным духовным ценностям. Особая прелесть и задушевность чувствуются в светящихся изнутри лицах крестьянок Венецианова. Можно только учиться и учиться мастерству колорита, умению передать благородство и достоинство движений и поворотов головы.

Выдающиеся русские художники оставили нам блестящую портретную галерею. Портрет писателя Ф. М. Достоевского работы В. Перова поражает трагической силой, напряженностью мысли, огромным психологизмом. Здесь ощущается интимное соприкосновение с духовным миром писателя. Художнику чужды какие бы то ни было внешние эффекты, наиболее выразительными являются лицо и руки погруженного в думы человека…

А. Иванов. Портрет Виттории Марины. Масло. Конец 1840-х гг.
А. Иванов. Портрет Виттории Марины. Масло. Конец 1840-х гг.

В. Перов. Портрет писателя Ф. М. Достоевского. Масло. 1872.
В. Перов. Портрет писателя Ф. М. Достоевского. Масло. 1872.

Г. Островский. Портрет  Елизаветы Петровны Черевиной. Масло. 1773.
Г. Островский. Портрет Елизаветы Петровны Черевиной. Масло. 1773.

Удивительное впечатление производят женские портреты Леонардо да Винчи. Сила их эмоционального воздействия настолько велика, что наши чувства и разум как бы устремляются в бесконечность познания.

Итак, портрет дает возможность почувствовать истинное наслаждение от постижения образа, неисчерпаемого в своей глубине. Именно такое ощущение испытываешь перед “Портретом молодого человека с медалью” Боттичелли, излучающим завораживающую энергию. Жизненность, реальность и вместе с тем что-то космическое есть в этом образе. Кажется, что в нем достигнута великая простота. Но ведь это самое мучительное и трудное в творчестве – умение обрести естественную простоту выражения.

Можно называть многих дорогих сердцу художников прошлого и настоящего. Но, вспоминая их, нельзя забывать о том, что сегодня мы живем рядом с нашими современниками, среди которых есть люди, достойные вдохновения и мастерства художника. Нужно только любить их, тогда обязательно появятся выдающиеся произведения, и будущие поколения смогут увидеть и понять нашу жизнь, наши тревоги и надежды.

Свои размышления мне хотелось бы закончить словами искусствоведа М. Алпатова: “Самый прекрасный портрет никогда не заменит ушедшего человека. Но портрет может явить нашему взору нечто такое, что не скажут нам о человеке ни письма, ни дневники, ни роман, ни лирика, и даже не выразит музыка”.

Е. РОМАНОВА

Комментарии

Добавить комментарий