мане.рф
Рисование натюрморта

Рисование натюрморта

Так или иначе все художники проходят через изучение формы предметов, светотени, перспективы, законов цвета. Великим “тренажером” в приобретении профессиональной грамоты является натюрморт, дающий начинающему художнику возможность получить основательную профессиональную школу. Натюрморт как бы творческая лаборатория путей и методов отражения окружающего нас мира. Одни выразительны колоритом, новизной, техническим приемом, другие материальностью, светотеневым решением.

На протяжении многовековой истории изобразительного творчества шло формирование натюрморта как самостоятельного жанра, главные черты которого складываются в XVII веке.

Натюрморт органично вписывается в тематические картины или портреты, где несет большую композиционную и сюжетную нагрузку, способствует раскрытию сути происходящего, воссоздает эпоху и окружение, в котором разворачивается действие.

По своему назначению натюрморты могут быть как учебными, так и творческими. Но это вовсе не означает, что одно исключает другое. Рисуя натюрморт, учащимся приходится осваивать ряд задач самостоятельно, начиная от компоновки до завершения рисунка, а это и есть те элементы творчества, которые, в свою очередь, развивают у рисующего способность размышлять, сопоставлять, анализировать.

Рисование натюрморта
Питер Клас. Натюрморт с золотым бокалом. 1624. Фрагмент

Рассматривая произведения старых и современных мастеров натюрморта, можно определить важную закономерность. Все атрибуты, входящие в состав постановки, так или иначе объединены содержанием, темой. Подбор вещей не случаен, каждый предмет звучит и Смыслове и пластически, вместе с остальными дополняя один другого, как голоса в хоровом пении. Если, например, к столовому ножу, буханке хлеба поставить веник, то сразу станет ясно, что веник здесь лишний, а вот к ведру, табурету и тряпке он будет логическим дополнением. Художник тщательно ведет отбор предметов, ведь они призваны помогать раскрытию смысловой направленности картины, согласовываться по размеру, тону, цвету, фактуре. А это не всегда просто. Следовательно, прежде чем изображать какой-либо натюрморт, реши, что ты хочешь с его помощью сказать, какую сторону многообразной жизни отразить, чем он тебе, начинающему художнику, будет полезен с точки зрения приобретения профессионального мастерства.

Если ставить перед собой задачи, связанные с изучением конструкции, закономерностей пластики и строения формы, то и предметы нужно подбирать соответствующие. Количество предметов – запомни это! – должно быть минимальным, не более трех. Затем постепенно, по мере овладения основами изобразительной грамоты, можно довести до четырех-пяти, параллельно усложняя смысловую и художественную нагрузку постановки.

Решая натюрморт в тоне, вначале нужно ставить предметы разнообразной тональности, контрастно их освещая. Сближенные по тону предметы, мягкие переходы светотени трудны для передачи, требуют достаточной подготовленности рисующего. На начальной стадии освоения рисунка такие постановки окажутся сложными.

Последовательность изображения натюрморта.

Для того чтобы грамотно составить натюрморт, сначала определи его тематику, в соответствии с которой бери ряд предметов. Но это еще не все, необходимо в какой-то последовательности расставить их, а это сложный и ответственный этап. Здесь полезно сделать несколько небольших, примерно в размер спичечного коробка, эскизов, попробовать изобразить в разных вариантах отобранные предметы без детализации, найти прежде всего наиболее удачное решение композиции. Разрабатывая эскиз, нужно учитывать также и точку зрения, ее отдаленность, высоту, то есть место, с которого рисуется натюрморт. Таких точек может быть много, но не все из них удачны. Предметы иногда закрывают друг друга, что лишает возможности выразить в полной мере задуманное, или, наоборот, в плоскости листа может появиться много неоправданно свободного поля. Выбор места при работе над натюрмортом иногда зависит от условий освещения (по свету, против света). Уже в эскизах надо определить формат будущего рисунка. Либо это квадрат, либо лист прямоугольной формы, расположенный по вертикали или горизонтали. Сделав несколько эскизов-вариантов, определи, какой из них наиболее полно отражает выбранную тему и достоин дальнейшей разработки.

Рисование натюрморта
Антонио де Переда. Натюрморт с поставцом. Начало 1650-х

Изображение натюрморта также имеет свою определенную закономерность и последовательность. Нельзя, например, лишь начав рисунок, заниматься штудированием незначительных мелочей, если не определена еще основная, большая форма, не решена тональная и цветовая идея постановки. Это может привести к дробности рисунка, к ошибкам в пропорциональных и тонально-цветовых отношениях между предметами. Поэтому в художественной практике существует метод последовательной работы над постановками, основанный на принципе: от общего к частному и от частного вновь к обогащенному деталями общему.

Рассмотрим, исходя из этого, подробнее четыре этапа работы над натюрмортами.

I этап.
Предполагает композиционное размещение изображения в листе бумаги. Вопросы композиции уже решались в процессе выполнения эскизов-вариантов. Найденную композицию необходимо сохранить и перенести ее в формат листа. Для этого определяется наибольшая ширина и наибольшая высота всей постановки. Ограничив таким образом поле, в котором будет находиться изображение основных частей натюрморта, ты можешь несколькими легкими линиями наметить место каждого из предметов и плоскость, на которой они установлены.

II этап.
Уточняется место каждого из предметов относительно друг друга, определяются их пропорциональные отношения, выявляется конструктивная основа формы. Решение этих вопросов требует серьезного, внимательного анализа натуры. “Необходимо все время рассуждать,- говорил П. П. Чистяков.- Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте себе задачу. Велико ли слово: “отсюда-сюда”, а как оно держит художника, не позволяет ему рисовать от себя, наобум”.

В каком месте находится кувшин по отношению к ложке и буханке хлеба? На сколько ширина кувшина меньше его высоты? На каком расстоянии от переднего края драпировки стоит кувшин? Постоянно задавая себе такие вопросы, ты более внимательно сможешь анализировать натуру, а следовательно, быстрее поймешь закономерности ее строения. Для облегчения процесса построения формы предметов рисовать их лучше как бы прозрачными. Это, во-первых, даст возможность почувствовать пространственность формы, во-вторых, правильно изобразить ее на листе бумаги. Все построение нужно выполнять легкими, без нажима линиями, тогда на последующих этапах их не потребуется стирать, они органично войдут в само изображение.

Объемность, рельефность формы мы воспринимаем только при наличии светотени. Поэтому, работая над рисунком, уже на втором этапе нужно определять большой свет и большую тень, в тенях сделать легкую прокладку тоном.

III этап.
Идет дальнейшее уточнение формы предметов, продолжается работа тоном. Изучив закономерности распределения светотени на геометрических телах различной формы, ты легко сможешь разобраться в светотональных градациях и на бытовых предметах. Сложность здесь только в том, что бытовые предметы в сравнении с гипсовыми геометрическими телами имеют еще и свой индивидуальный цвет и тон. Поэтому, рисуя их, внимательно сравнивай, насколько один предмет темнее или светлее другого. Кроме этого, все предметы так или иначе различны по материалу, из которого они сделаны. Работая тоном, не забывай об этом. Например, нельзя изображать поверхность кувшина и ткань, используя один и тот же технический прием. В первом случае штрих должен быть более четким и сплавленным, во втором – более свободным, фактурным. От правильного использования технических приемов зависит точность передачи материальности изображаемых предметов. Передний план желательно прорисовывать более подробно, чем второй и третий, намечать конкретные складки, очень внимательно и детально лепить форму. Дальний план более мягок, обобщен, нет конкретных четких переходов. Этот прием создает ощущение глубины, пространст-венности в рисунке.

IV этап.
Заключительный. Он предполагает процесс завершения рисунка. На этом этапе нужно еще раз провести мысленный анализ своей работы. В чем же он заключается? Он состоит прежде всего в следующем:

1. Рисунок рассматривается с позиции: а) перспективного построения; б) объемности, рельефности форм; в) тонового решения; г) материальности.

2. Обобщение рисунка. В том случае, когда изображаемая деталь, а возможно, и предмет разрушают цельное восприятие рисунка, то этот предмет “смягчается”, если он слишком темный, и, наоборот, “уплотняется”, если слишком светлый.

3. Художественная выразительность, цельность рисунка.

Рассмотренные четыре этапа работы над рисунком натюрморта вовсе не являются отдельными друг от друга, самостоятельными звеньями. Они составляют единый и неделимый процесс, каждый этап которого является логическим продолжением предыдущего. Без этапа компоновки например, трудно начинать построение формы – рисунок может получиться либо большим, либо очень маленьким. Без этапа конструктивного построение формы трудно переходить к ее проработке с помощью светотени поскольку форма в этом случае может получиться отличной от той, которая в натуре.

Система последовательно построения формы предметов в плоскости позволяет избежать начинающим значительных ошибок в рисунках, облегчает упрощает процесс изображения.

Мы рассказали об одном из возможных путей последовательной работы над натюрмортом. Это не означает, конечно, что данный метод – единственный

А. КОЗЛЯКОВ
художник-педагог, г. Новосибирск


Комментарии

Добавить комментарий