мане.рф
Рисунок головы

Рисунок головы

Многие начинающие художники мечтают как можно скорее научиться рисовать и писать лица родных, друзей, знакомых. И не просто изображать, добившись сходства, но уловить суть их характеров, своеобразие внутреннего мира. А как интересно, хотя и очень трудно, запечатлеть человека в момент его переживаний, передать мимику лица!

Существует несколько методов рисования головы. И если не все авторы одинаково подходят к изображению головы человека, то основное требование остается у всех неизменным: чтобы стать портретистом, мало одного желания – нужно много работать, упорно постигать основы изобразительной грамоты, постоянно совершенствовать мастерство. Овладевая искусством портрета, параллельно работайте над натюрмортами, пейзажами, созданием композиций на бытовые, исторические и другие сюжеты, развивайте свою зрительную память. Каждый день ваши альбомы пополняйте новыми набросками и зарисовками.

РИСУНОК ГОЛОВЫ
Рис. 1-6. Последовательность изображения гипсового слепка головы Антиноя.

Павел Петрович Чистяков, учитель таких мастеров портрета, как И. Репин, В. Серов, М. Врубель, всегда требовал “поступенности” – последовательного усложнения задач. Действительно, начинающему портретисту лучше всего начинать с рисования гипсового слепка (головы Диодумена, Антиноя, Аполлона). Гипсовая натура находится перед рисовальщиком в статичном положении; она однородна по тону, что позволяет хорошо видеть и чувствовать объем и передавать светотеневые градации. Кроме того, слепок ясно выражает закономерность строения формы, установленную великими художниками прошлого в результате многолетних поисков. В классических образцах форма человеческой головы предстает перед нами в художественно-обобщенном виде, без мелких деталей (морщинок, складок), отвлекающих от решения главной задачи.

Портретист обязан знать строение черепа, мышечного покрова и пропорциональную согласованность частей и целого. Вместе с тем важно усвоить последовательность изображения, начиная с общей конструктивной схемы и кончая детальной проработкой основных частей головы. Все эти вопросы мы рассмотрим на примере рисования гипсового слепка головы Антиноя.

РИСУНОК ГОЛОВЫ
И. Репин. Рисунок гипсовой головы (голова Александра Севера). Карандаш. 1864.

Прежде всего изображение следует хорошо разместить (скомпоновать) на листе бумаги, к поверхности которой надо относиться как к воображаемому пространству. Это необходимо потому, что перед рисующим стоит задача показать трехмерность головы на двухмерной плоскости листа. Не делайте рисунок слишком маленького размера или, наоборот, очень большого, когда контуры упираются в края листа. Старайтесь сразу же уловить характер основной (“большой”) формы головы. Помните, у Н. В. Гоголя: “…голова редькой вниз и голова редькой вверх”? В нашем случае подходит первое сравнение: верхняя часть головы очень широкая, а к подбородку она резко сужается. На рисунке 1 показан начальный этап работы.

Следующий этап – выявление конструкции формы головы (рис. 2). Классический пример этого – рисунок немецкого художника А. Дюрера. Очень важно для определения характеристики формы верно передать пропорции. Линия основания волосяного покрова, надбровных дуг и основание носа, нижние края скуловых костей, а также ушных раковин и основание подбородка членят всю голову на три равные части.

Художник, освоивший конструктивную основу, сумеет не только воспроизвести характер формы головы и пропорциональные отношения частей и целого, но и правильно установить ее наклон и положение в пространстве. Если нос по отношению к ушным раковинам находится ниже, то, значит, голова немного опущена вниз; если мочки ушей по отношению к основанию носа ниже, то голова запрокинута вверх, то есть рисовальщик смотрит на голову снизу. Намечая части (нос, губы, глаза, ухо), не срисовывайте их сразу в упор, а постарайтесь вначале выявить характер “большой” формы: нос – призма, глаз – шар (мы даже обычно говорим: “глазное яблоко”). Все это обозначайте легкими линиями, как бы только примериваясь к правильному местонахождению каждой детали (рис, 3).

РИСУНОК ГОЛОВЫ
А. Дюрер. Объемно-конструктивное построение головы. Тушь, перо.

Когда характер формы, по вашему мнению, наметился верно, но вы еще не убеждены п §том, то лучше всего, не прори* еовывая детали, проложить штрихами светотеневые градации (рие, 4), Это поможет вам яснее видеть соотношение чае’ тей и целого, основной характер формы. Однако и здесь надо строго следить за конструктивной взаимосвязью отдельных частей. П. П. Чистяков советовал: “Начинать просто, рассуждая, положим, так. Плоскость найдена, теперь глаз находится на высоте такой-то, проверить высоту – снизу и сверху расстояния. Сразу глаз тонко не вычерчивать, а так просто искать место его. Положение по отвесной линии найдено, пойти по горизонтали: от переносицы на столько-то, от другого переносья, проверить, глядя вдруг, быстро, несколько раз. Потом вдруг взглянуть и определить положение глаза от слезника до наружного края, относительно горизонта, потом нужно рисовать веко, положим, верхнее. От наружного края глаза веко идет вверх – до сих пор, здесь перелом, и линия идет вниз к слезнику. Нижнее веко так же. Потом нужно перекинуть прямую от точки переносья верхнего века на точку переносья нижнего века. Следует чувствовать форму между носом и слезником”.

Таким же методом рисуйте форму носа, губ и основные пряди волос (рис. 5). Не нажимайте сильно карандашом на бумагу, оставляйте возможность вносить необходимые поправки и уточнения. Резинкой пользуйтесь только в крайнем случае, когда повторные исправления уже невозможны. Наметив основной характер каждой детали, можно приступить к тщательной проработке. Внимательно следите за распределением светотени, характером падающих теней и силой рефлексов. Рефлексы не делайте очень яркими. Свет рефлекса не должен быть ярче полутени и тем более освещенной поверхности формы. Каждую деталь прорисовывайте как можно точнее, все время сравнивая ее с близлежащей и общей формой головы. “Работать над деталью долго не следует,- учил Чистяков,- так как пропадет острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной работе, легко увидеть недоделки. И так, в процессе всей работы, переходя с одного места на другое, держи в глазу всю фигуру, не стремись сразу к общему, а вникай в детали, не бойся первоначальной пестроты, обобщить ее не так трудно, было бы что обобщать”.

Прорисовывая детали, старайтесь направлением штриха подчеркнуть характер формы. Избегайте ненужных внешних эффектов, нарочитых, манерных штрихов и росчерков. На первых рисунках стремитесь фактуру гипса передать без темного фона вокруг головы.

Почаще отставляйте свою работу на расстояние и сравнивайте с натурой. Заметив, что какие-то детали слишком “вылезают”, ярки по тону, пригасите их, подчините общему тону. Обобщая изображение, особенно внимательно следите за яркостью рефлексов. Наиболее сильный контраст между светом и тенью будет располагаться ближе к источнику света. Обычно блик располагается либо на выступе лба, либо на кончике носа, Если яркость блика недостаточна, то его можно усилить тонким контуром (рис. в), По мере удаления от источника света контраст между светом и тенью ослабевает. Чтобы научиться подчинять детали целому, можно упражняться в рисовании гипсовых слепков головы с большим количеством деталей (борода, усы, складки). Такими моделями могут служить головы Софокла, Гомера, Сократа, Эзопа.

Для лучшего усвоения закономерности строения носа, глаз, ушей полезно выполнить рисунки гипсовых моделей частей лица. Для этого можно использовать детали скульптуры Ми-келанджело “Давид”.

Нельзя, конечно, ограничиться всего несколькими рисунками гипсовых голов или масок. Полезно и в дальнейшем их основательно порисовать, сочетая с работой над портретом, с изображением живой модели.

М. ДАНАШЕВ, преподаватель Карачаево-Черкесского педагогического института,
Н. РОСТОВЦЕВ, доктор педагогических наук

Комментарии

Добавить комментарий