мане.рф
Ульянов Николай Павлович

Ульянов Николай Павлович

(1875-1949)

В истории отечественного искусства фигура Н. П. Ульянова – как бы в тени. Он не примыкал к художественным группировкам и держался в стороне от новаторских путей в живописи. Его дар – дар не открывателя, но продолжателя и хранителя; этой роли он и соответствовал с неизменным достоинством.

Первым его учителем в МУЖВЗ (1889-1900) был Н. Н. Ге, предсказавший ученику будущее исторического живописца (оно сбылось в 1930-40-х гг. “Пушкинской серией” и полотном “Лористон в ставке Кутузова”).

Но более сильным оказалось влияние В. А. Серова: Ульянов стал его другом и помощником (в преподавании в Свободной мастерской при училище и в студии Е. Н. Званцевой, 1900-07), воспринял манеру рисования и композиционную “формульность” портретов (А. С. Глаголевой, 1911; В. И. Иванова, 1920, – вплоть до портрета “К. С. Станиславский за работой”, 1947).

Однако цветовая насыщенность живописи Ульянова 1910-20-х гг. и ее ритмическая острота уже далеки от серовских заветов. Художник обнаруживает метафоричность мышления – его интересуют спрессованные символы современной цивилизации, ее быстротечности и фантомности (“Парижская витрина”, 1909-11; “Кафе”, 1917;”Карусели” и “Качели”, 1909-20-е гг.). Пристрастие к резким ракурсам, к пространственной интриге – например, к мотиву зеркального повтора форм (“Автопортрет с парикмахером”, 1919; “А. С. Пушкин с женой на придворном балу”, 1937) – связано с важной для него темой различения реальности и видимости, действительного и мнимого. Внимание к этой проблематике сближает Ульянова с живописцами символистского круга.

Присущее Ульянову соединение символистской знаковости образов с естественным реализмом оказалось сродни программе МХАТа, отсюда длительное сотрудничество художника с К. С. Станиславским – от “Драмы жизни” К. Гамсуна (1907) до пьес М. А. Булгакова “Дни Турбиных” (1925-26) и “Мольер” (1933-36). В советское время именно театр и работа над образом А. С. Пушкина (живопись и графические циклы, 1935-49) помогли художнику сохранить мастерство и культурную органику.

Картины художника

Качели
На берегу
К.С.Станиславский за работой
Портрет И.Кнабе
На пролетке
Лористон в ставке Кутузова
Портрет поэта К.Д.Бальмонта
Улица Москвы
Снегири
Портрет Михаила Лермонтова
Сценография
Пушкин с женой перед зеркалом
Молодая женщина
Венеция. Собор Сан Марко

Комментарии

Добавить комментарий