мане.рф
Вилла Барбаро

Вилла Барбаро, Мазер

Произведения Веронезе можно увидеть и в красивейших венецианских церквях, и в лучших музеях мира. Но чтобы наилучшим образом понять его творчество, необходимо побывать на вилле Барбаро.

Художественное наследие Паоло Веронезе сконцентрировано, главным образом, в Венеции. Каждый, кто приезжает в «город в лагуне», считает своим долгом посетить хотя бы церковь Сан-Себастьяно (именно здесь собраны лучшие религиозные полотна мастера), а также Дворец дожей и Галерею Академии, где весьма широко представлены «светские» работы Веронезе. Богаты его произведениями и другие крупные музеи Италии — Галерея Уффици во Флоренции, палаццо Россо, палаццо Бьянко в Генуе, Капитолийский музей в Риме и т. д. Можно найти полотна Веронезе и в Картинной галерее Дрездена, и в санкт-петербургском Эрмитаже, и в парижском Лувре, и в лондонской Национальной галерее.

Вилла БарбароНо «почувствовать» творчество одного из лучших мастеров позднего Возрождения невозможно, не увидев росписи виллы Барбаро, построенной по проекту Андреа Палладио. Палладио познакомился с Даниэле Барбаро, своим будущим заказчиком, в 1550 году в Венеции. Барбаро, будучи всесторонне образованным человеком, живо интересовался музыкой и астрономией, а в 1556 году издал труды знаменитого Витрувия. Андреа Палладио выполнил иллюстрации к этой книге. Брат Даниэле Барбаро был политическим деятелем и скульптором-любителем.
Работая над проектом виллы для братьев Барбаро, Палладио взял за основу структурную композицию, которую он использовал при строительстве других вилл для местной аристократии.

Центральный корпус виллы с жилыми комнатами имеет фасад, напоминающий античные храмы. По бокам центрального корпуса расположены служебные постройки, оформленные в виде арочной галереи. Благодаря подобной «горизонтальной схеме», здание прекрасным образом вписывается в окружающий ландшафт.

Вилла Барбаро
«Гармония» в Зале супружеской любви.

Кроме собственно проекта здания, Палладио создал на вилле (используя ручей с медленным течением воды) пруд с рыбными садками и миниатюрным нимфеем — гротом, посвященным нимфам. Перепад уровней почвы на местности архитектор замаскировал, предусмотрев в плане два этажа со стороны фасада и один этаж с противоположной стороны здания.

Строительство было закончено в 1558 году, а уже в 1560 году Веронезе приступил к работе над оформлением интерьеров здания. Иконо-графический проект росписей составил хозяин виллы — Даниэле Барбаро. В соответствии с этим проектом, Веронезе должен был расписать девять залов виллы фресками на тему Универсальной Гармонии, которая управляется Божествен­ной Мудростью.

Вилла Барбаро
Пейзаж, написанный в одном из залов.

В центральном зале мастер по­местил на плафоне изображение Божественной Мудрости, окру­женной богами Олимпа. Поодаль от них можно увидеть фигуры че­тырех элементов стихии и четы­рех времен года. В зале делла Крочьера со стороны аркады на зрителя глядят музы, играющие на музыкальных инструментах. Фигу­ры муз изображены в нишах (по­добно статуям). Они символизируют гармонию и счастливую судьбу обитателей виллы — покровителей искусств.

Зал супружеской любви декори­рован аллегорией, где счастливые новобрачные предстают перед Гименеем, Юноной и Венерой. В за­лах, чьи названия продиктованы мифологическими сюжетами (например, Комнате Вакха), худож­ник помещает героев фресок на фоне пейзажей, которые создают иллюзию продолжения ландшаф­та, окружающего виллу (Природа при этом как бы входит в дом). Залы, обращенные к Гроту, оформле­ны аллегориями христианских до­бродетелей. В одном из них, на­званном Залом Собаки, Веронезе написал на своде «Фортуну, защи­щающую Изобилие и побеждаю­щую обман». Тема судьбы, изоби­лия и веры воплощается во фреске «Аллегория Веры и Милосердия, защищающих христианина».

Кроме аллегорических фигур, которыми изобилуют сцены рели­гиозного и мифологического содержания, Веронезе включил в росписи необыкновенно реали­стичные портреты заказчиков и свой собственный портрет.

Андреа Палладио

Вилла Барбаро
Андреа Палладио

Андреа ди Пьетро делла Гондола (1508—1580), называемый Палладио, в юном возрасте перебрался из родной Падуи в Виченцу, где прошел обучение в мастерской каменотеса. Около 1537 года начинающий архитектор получил свой первый заказ на постройку загородной виллы. После его выполнения он и стал известен как Палладио. Палладио довольно часто бывал в Риме, где имел возможность изучить классическую архитектуру. Его знакомство с Даниэлем Барбаро относится к 1550 го¬ду. Вместе с ним Палладио в последний раз (в 1554 году) посетил Вечный город. Палладио всегда имел множество заказов на постройку общественных и частных зданий в Виченце и Венеции; в 1570 году Венецианская республика признала его своим официальным архитектором. В том же году он опубликовал «Четыре книги об архитектуре», в которых изложил теоретические основы строительства частных и церковных зданий и принципы градостроительства.


Комментарии

Добавить комментарий