мане.рф
Шишкин Иван Иванович

Иван Иванович Шишкин

Современники Ивана Ивановича Шишкина называли его самым патриотичным пейзажистом России, «царем леса» и «богатырем леса». Его пейзажи почти всегда пронизаны радостной и светлой атмосферой. Он придумал новый жанр в пейзажной живописи – формальный, торжественный портрет русской природы; хотя его ранние работы все еще имеют легкий отпечаток немецкого романтизма. Он участвовал во всех выставках Общества передвижных художественных выставок. Он стал художником вопреки всему, пройдя долгий и сложный путь человека, одержимого искусством.

Иван Шишкин родился 13 января (25 января) 1832 года. Он был сыном видного купца Второй гильдии, выходца из старинного вятского рода, Ивана Васильевича Шишкина из города Елабуги Вятской губернии (г. территория современного Татарстана). Без всякого стремления заниматься отцовским бизнесом – торговлей зерном, Шишкин вместо этого поехал в столицу, чтобы узнать, как стать художником. Но до этого он был учеником престижной Первой Казанской гимназии; однако Иван Шишкин никогда не интересовался точными науками, и поэтому он так и не закончил среднюю школу, вернувшись в дом своих родителей в возрасте шестнадцати лет. Родители юного Ивана совершенно не в восторге от его увлечения рисованием. Мать, властная и строгая Дарья Романовна, назвала сына «некомпетентным». Она была уверена, что карьера артиста – неподходящая профессия. Часто Шишкину приходилось скрывать свои художественные устремления от семьи и рисовать по ночам при свечах. В конце концов, отец разрешил семнадцатилетнему Ивану рисовать, но по-прежнему требовал, чтобы он участвовал в деловых делах семьи. Когда московские художники приехали в Елабугу расписывать иконостас местной церкви, Иван Шишкин был уверен в своем желании выбрать путь художника и решил осуществить свою мечту, поехав в Москву. Родители Ивана не ожидали от сына особых достижений в этом деле. Семья Шишкиных даже представить себе не могла, что через полвека картины их сына будут выставлены в Императорском Русском музее, который приобретет для своей коллекции более семидесяти картин и почти полторы тысячи графических работ Ивана Шишкина.

С 1852 по 1856 год юноша учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством портретиста Аполлона Мокрицкого. Шишкин успешно окончил Московское училище, заслужив славу лучшего рисовальщика среди однокурсников. Поступив в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, Иван Шишкин поставил себе условие, что если по окончании курса он не получит золотую медаль, он вернется в Елабугу, чтобы продолжить семейное дело и забыть о творчестве. Главным педагогом юного художника был Сократ Максимович Воробьев. Шишкин все время рисовал. Его учителя пытались убедить его в том, что пейзаж жанр является убыточным и пытается заманить его в делать жанр или историческую картину, но Иван Шишкин упорно следуя его художественные позывы рисуя природу. Шишкин стремился к абсолютной точности в изображении каждой линии и формы каждого листа. Он уже нашел свой личный стиль, свою уникальную манеру, и учителя не могли этого не заметить. Все годы учебы работал с натуры: в окрестностях Петербурга и на острове Валаам. На его творческое развитие особенно сильно повлияла летняя поездка на остров Валаам, где художник преданно созерцал природу. Шишкин держался подальше от веселой студенческой компании. Посвятить себя живописи означало для него отказаться от всех легкомысленных жизненных занятий. Одноклассники называли Ивана «медведем»: он был неловким в общении с женщинами, скованным, косноязычным, всегда ходил в сапогах своего старого отца и неделями ел хлеб и патоку. В то же время на свежем воздухе он мог сделать за один день столько работы, сколько другие не могли сделать за неделю. Вследствие этого в студенческие годы вокруг Шишкина было много завистников.

“Святой ключ” близ Елабуги
Автопортрет
Автопортрет
Берег моря. Мери-Хови
Береза и рябинки
Березовая роща
Болото. Полесье
Бревна. Деревня Константиновка близ Красного села
Бугры
Буковый лес в Швейцарии
Бурелом
Бурелом
Бурелом
В Сиверской
В лесу графини Мордвиновой. Петергоф
В парке
В роще
Вечер
Вид в окрестностях Дюссельдорфа
Вид в окрестностях Петербурга
Вид на острове Валааме (Местность Кукко)
Вид на острове Валааме
Горная дорожка. Крым
Городские крыши зимой
Дебри
Деревенский двор
Деревня
Дождь в дубовом лесу
Домик в Дюссельдорфе
Дорога
Дорожка в лесу
Дуб, освещенный солнцем
Дубки
Дубовая роща
Дубовая роща
Дубовый лесок в серый день
Дубы
Дубы
Дубы. Вечер
Еловый лес (У ручья)
Еловый лес зимой
Еловый лес
Еловый лес
За грибами
Заросший пруд у опушки леса. Сиверская
Зима
Ивы, освещенные солнцем
Из окрестностей Гурзуфа
К осени
Кама близ Елабуги
Камни в лесу. Валаам
Камни
Камни
Кора на сухом стволе
Корабельная роща
Крестовский остров в тумане
Лес (Шмецк близ Нарвы)
Лес весной
Лес перед грозой
Лес
Лес
Лес
Лес
Лес
Лесная глушь
Лесная глушь
Лесная поляна (Полянка)
Лесная речка
Лесная сторожка
Лесная чаща
Лесной пейзаж с цаплями
Лесной пейзаж
Лесной пейзаж
Лесной пейзаж. Дорога
Лесной ручей
Лесные дали
Летний день
Лето
Лиственный лес
Мельница в поле
Молодые сосенки у песчаного обрыва
Мордвиновские дубы
Мостик в лесу
Мухоморы
Мыс Ай-Тодор. Крым
На берегу моря
На лесной опушке
На опушке
На песчаном грунте
На покосе в дубовой роще
На севере диком…
Над набережной
Облачный день
Обрыв
Около дачи
Опушка леса
Опушка леса
Опушка лиственного леса
Осенний лес
Осенний пейзаж. Парк в Павловске
Осень
Папоротники в лесу. Сиверская
Пасека в лесу
Пейзаж с гуляющими
Пейзаж с озером
Пейзаж с охотником. Остров Валаам
Пейзаж
Первый снег
Перед грозой
Полдень. В окрестностях Москвы
Поляна в лесу
После бури. Мери-Хови
Прогулка в лесу
Пруд. 1881
Речная заводь в лесу
Рожь
Рубка леса
Ручей в березовом лесу
Ручей в лесу (На косогоре)
Ручей в лесу. Сиверская
Рябина
Сестрорецкий бор
Сжатое поле. Полесский пейзаж
Скалистый берег
Смешанный лес (Шмецк близ Нарввы)
Сныть-трава. Парголово
Сосна без солнца. Мери-Хови по Финляндской железной дороге
Сосна на песке
Сосна под снегом
Сосна
Сосновый бор
Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии
Сосновый лес
Сосновый лес
Сосны, освещенные солнцем
Сосны. Солнечный день
Среди долины ровныя…
Срубленное дерево
Старые липы
Сумерки
Сууч-хан. Крым
Тевтобургский лес
Темный лес
Травки
Трущоба (Вид на острове Валааме)
Туманное утро
У калитки. Сиверская
У монастыря
Уголок заросшего сада. Сныть-трава
Утро в сосновом лесу
Утро в сосновом лесу
Хвойный лес. Солнечный день
Цветы в лесу
Цветы на опушке леса
Шалаш
Швейцарский пейзаж
Шмелевка. Ветреный день

В двадцать восемь лет он окончил Академию с большой золотой медалью за работу «Вид на остров Валаам. Район Кукко» (1860 г.) и получил возможность учиться за границей. Теперь все члены семьи Шишкиных имеют по-новому оценил талант Ивана, который сам стал гораздо увереннее в своих силах. В 1861 году Шишкин уехал в Германию, сначала в Мюнхен, а затем, в 1863 году, в Швейцарию, в Цюрих, где овладел техникой офорта. Некоторое время Шишкин жил в Женеве, затем, в 1864 году, переехал в Дюссельдорф и учился в Дюссельдорфской художественной школе.Он пробовал другие техники, кроме масла: много рисовал пером и экспериментировал с гравюрой. Купили несколько немецких художественных музеев. его живопись и графика. Легкая, воздушная, яркая картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865 г.) принесла Шишкину в России звание академика живописи, а впоследствии способствовала тому, что художник был награжден орденом Станисла. v III степени. В Цюрихе художник изучал животный жанр и много времени уделял изображению животных. Иван Иванович называл поездку за границу темницей: ему было тяжело работать, потому что он тосковал по дому. В 1866 году Шишкин попросил у Академии разрешения досрочно вернуться из заграничной поездки на родину. Просьба художника была удовлетворена, и он больше не покидал родных лесов, полей и рек. Иван Шишкин с тех пор много путешествовал по России.

По возвращении в Санкт-Петербург художник много времени проводил с петербургской артелью художников, сообществом, которое впоследствии преобразовалось в Общество передвижных художественных выставок. Шишкину было всего тридцать четыре года, когда у него был первый ученик, начинающий художник Федор Васильев (1850–1873). Летом 1868 года Шишкин и Васильев вместе работали в селе Константиновка близ Гатчино. Шишкин познакомился с сестрой Федора Васильева, Евгенией. Между ними сложились отношения, и Иван Шишкин впервые женился в 1868 году. Семья молодых Шишкиных поселилась на Васильевском острове. Вскоре у них родилось трое детей: дочь Лидия и два сына – Владимир и Константин. У пары была разница в возрасте пятнадцати лет, что не помешало семейному счастью. В этот период жизни Шишкина все было так же безоблачно и ясно, как на его картинах. В это время Иван Иванович написал два портрета своей жены: «Дама в гостиной читает письмо» и «Дама с собакой». Он не мог провести ни дня без семьи. Если он уезжал рисовать с натуры в другие города, то регулярно отправлял домой многочисленные письма.

11 декабря 1871 года в Петербургской Академии художеств открылась выставка, которую искусствоведы окрестили «беспрецедентной» и «особенной». Общество передвижных художественных выставок впервые показало простую повседневную жизнь России в отличие от официального искусства, и это вызвало большой резонанс у публики. Картины Шишкина привлекли внимание известного коллекционера и мецената Павла Третьякова. Обладая отменным вкусом и зорким глазом, он приобрел работы художника для своей новой галереи. За свою жизнь Иван принял участие более чем в двадцати передвижных выставках. Однако его всегда беспокоило, как публика воспримет его работы. Беспокойство было напрасным – картины Шишкина вызывали постоянный ажиотаж. Лето 1872 года Иван Иванович провел в деревне под Петербургом. Вечера пролетали в семейном кругу, а дни – на работе. Друзья называли Шишкина – «художником полудня». Он писал в это время суток с необыкновенным вдохновением. В летние месяцы он создавал картины «Полдень» и «Задворье» (оба 1872 года), а позже – в 1873 г. получил звание профессора Академии художеств. В 1870-х годах Шишкин вместе с художниками Маковским и Перовым создал первое Общество русских офортов и получил разрешение на закупку необходимого оборудования и установку его в своей квартире. На Всемирной выставке в Париже он представил свои великолепно выполненные офорты, которые очень порадовали европейскую публику.

Семейное счастье Шишкина длилось недолго – всего пять с половиной лет. Внезапно в одночасье умер его отец, Иван Васильевич. В 1874 году после тяжелой борьбы с туберкулезом умерли его талантливый ученик Федор Васильев и его любимая жена Евгения. Трагедия быстро обострилась: вскоре скончались двое сыновей Шишкина. Шишкин остался один с маленькой дочкой Лидой. В это трагическое время Илья Репин создал портрет художника: Шишкин выглядит потерянным, он погрузился в тяжелую депрессию. Его работа была его спасением. Яркая и радостная картина «Рожь» (1878 г.) создана на фоне одного из самых мрачных и мрачных периодов в жизни художника. Позже он сказал, что родная Елабуга вернула его к жизни. Чем больше росла популярность художника, тем сильнее становилась критика его коллег. В своих разгромных статьях злые языки обвиняли Шишкина в том, что он не творец, не настоящий художник, а всего лишь ремесленник, идущий на поводу у толпы и увлекшийся чрезмерным натурализмом. После такой резкой критики из мастерской профессора Шишкина ушли несколько студентов: они предпочли других, более современных, по их мнению, преподавателей. В 1880-е годы художник во второй раз женился на своей ученице красавице Ольге Лагоде, которая ради Шишкина покинула Академию художеств и стала его верной женой и другом. В 1881 году у них родилась дочь Ксения, но счастье снова отвернулось от художника: через полтора месяца после рождения дочери внезапно скончалась Ольга Лагода.

Вероятно, наибольшее количество копий было сделано с картины «Утро в сосновом лесу» (1889 г.). Идея этого произведения Иван Иванович позаимствовал у художника Константина Савицкого (1844–1905), который предложил добавить медведей к знакомому пейзажу Шишкина. Вроде бы незначительное изменение, но успех этой картины превзошел все ожидания: о художнике теперь знала вся Россия. Копии его картин вешали во многих домах и квартирах, «Утро в сосновом лесу» печатали на обложках журналов, календарей, шкатулках для драгоценностей и даже на фантиках. Уже при жизни Шишкина Московская кондитерская фабрика выпустила шоколадные конфеты «Мишка косолапы». В 1894 году он стал руководителем пейзажной студии Академии художеств, где проработал до 1895 года.

Последние несколько лет Шишкин увлекался техническими новинками: его страстью была фотография. После фото, сделанного в Елабуге, Шишкин создал свою последнюю картину «Сосновая роща» (1898). Это произведение было показано на торжественном открытии Императорского Русского музея 7 марта 1898 года, но Иван не смог присутствовать на церемонии – у него остро болела грудь, и он не мог выйти из дома. На следующее утро, 8 марта (20 марта) 1898 года, художник скончался в своей мастерской у мольберта на руках у студента в Петербурге. Иван Шишкин был похоронен на Смоленском православном кладбище, но в 1950 году прах художника был перенесен вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Ивана Ивановича Шишкина современники называли самым патриотичным пейзажистом России, «царем леса», «лесным богатырем-художником». Он почти всегда писал природу радостной и солнечной. Он открыл новый жанр – парадный портрет русской природы. Его ранние работы еще слегка имеют отпечаток немецкого Романтизма. Он участвовал в каждой выставке Товарищества передвижников. Он стал художником наперекор судьбе, проделав длинный и долгий путь человека, одержимого искусством.

Иван Шишкин появился на свет 13 января (25 января по новому календарю) 1832 года. Он – сын известного купца второй гильдии, происходившего из древнего Вятского рода, Ивана Васильевича Шишкина, из города Елабуга, Вятская губерния (территория современного Татарстана), не желая продолжать дело отца, торговлю зерном, Шишкин по в столицу учиться живописи. Перед этим он посещал Первую Казанскую гимназию, но точные науки не интересовали мальчика, и он так и не закончил гимназию, вернувшись в родительский дом в шестнадцать лет. Родители юного Ивана не испытывали энтузиазма по поводу его увлечения рисованием. Мать, властная и строгая Дарья Романовна, называла сына «мазилой». Она была уверена в том, что художник – это не профессия. За домом Шишкину приходилось прятаться от родных и рисовать по ночам при свечах. В конце концов, дал свое разрешение семнадцатилетнему Ивану рисовать, но все же требовал от него участия в делах семьи. Когда в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписывать иконостас местной церкви, Иван Шишкин утвердился в своем желании избрать путь художника и решил твердо следовать за мечтой, уехав в Москву. Особых успехов от Ивана его родители не ждали: Шишкины даже не могли себе представить, что спустя полвека картины их сына будут экспонироваться в Императорском Русском музее, который приобретет для своей коллекции более семидесяти живописных произведений и почти полторы тысячи графических работ Ивана Шишкина.

С 1852 по 1856 год юноша обучался в Московском училище живописи, ваяния и управление под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Шишкин успешно закончил курс в Московском училище, сыскав себе славу лучшего рисовальщика среди своих сокурсников. Поступив в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, Иван Шишкин сам себе поставил условие, если по окончанию курса не получит медаль, то вернется в Елабугу продолжить семейное дело и забудет о творчестве. Преподавателем молодого художника был Сократ Максимович Воробьев. Шишкин все время проводил за зарисовками, этюдами. Его убеждали, что пейзаж – дело неприбыльное, и уговаривали юношу заняться жанровой или исторической живописью, но он упрямо писал природу. Шишкин стремился с абсолютной точностью изгиб каждой ветки и форму каждого листа. Он уже обрел свой стиль, свой почерк, и этого не могли не заметить преподаватели. Все учебы он работал с натуры: в окрестностях Петербурга и на острове Валаам. Особенно сильно повлияла на его развитие летняя поездка на остров Валаам, где художник тщательно изучал природу, работая с натуры. Шишкин держался в стороне от веселой студенческой компании. Посвятить себя живописи значило для него отказаться от всяких легкомысленных занятий жизни. Однокурсники называли Ивана медведем: он был неловким в обращении с противоположным полом, скованным, косноязычным, вечно ходилом в старых отцовских сапогах и неделями питался хлебом и патокой. При этом, на пленэре он за один день нарабатывал столько, сколько другие не могли сделать за неделю. В следствии этого, в студенческой пору у Шишкина было очень много завистников.

В двадцать восемь лет он закончил Академию с большой золотой медалью за работу «Вид на острове Валаам. Местность Кукко ”(1860) и получил возможность стажировки за границей. Теперь все родные по новому взглянули на Ивана, уверенного в своих силах. В 1861 году Шишкин поехал в Германию, сначала в Мюнхен, а затем, в 1863 году, и в Швейцарии, в Цюрих, где освоил технику офорта. Какое-то время Шишкин жил в Женеве, затем, в 1864 году, переехал в Дюссельдорф и посещал Дюссельдорфскую художественную школу. Он пробовал и другие техники помимо масла: много писал пером и пробовал гравировать «царской водкой». Немецкие музеи покупали его картины и рисунки. Легкая, светлая, воздушная картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865) принесла Шишкину в России звание академика живописи и позже наградили орденом Станислава III степени. В Цюрихе художник изучал анималистический жанр и много времени уделял изображению животных. Заграничную поездку Иван Иванович называл тюрьмой: ему было тяжело работать, ведь он тосковал по дому. В 1866 году Шишкин попросил у Академии досрочно вернуться из заграничной командировки на родину. Просьбу удовлетворили, и больше он уже никогда не отлучался от родных лесов, полей и рек. Иван Шишкин с тех пор много путешествовал по России.

По возвращению в Петербург, художник много времени проводил с Санкт-Петербургской артелью художников, сообщество, позже преобразованное в Товарищество передвижных художественных выставок. Художнику было всего тридцать четыре года, когда у него появился первый надежды живописец, Федор Васильев (1850–1873). Летом 1868 года Шишкин и Васильев работают вместе в деревне Константиновка под Гатчино. Шишкин познакомился с сестрой Федора Васильева, Евгенией. У них завязались отношения и Иван Шишкин впервые женился в 1868 году. Молодая семья Шишкиных поселилась на Васильевском острове. У них один за одним рождаются дети: дочь Лидия и двое сыновей, Владимир и Константин. У Шишкиных была разница в возрасте пятнадцать лет, что совсем не мешало семейному супругу. В этот период жизни у Шишкина все было так же безоблачно и ясно, как и на его картинах. В эти годы Иван Иванович написал два портрета жены: «Дама в гостиной, читающая письмо» и «Дама с собачкой». Он ни дня не мог проводить без семьи. Если он уезжал на этюды в другие города, то регулярно писал письма домой.

11 декабря 1871 года в Академии художеств открылась выставка, которую критики вводили «небывалой», «особенной». Общество художников-передвижников в противовес официальному искусству впервые показало простую, повседневную жизнь России и это нашло отклик у публики. На картины Шишкина обратил внимание знаменитый коллекционер и меценат Павел Третьяков. Обладая прекрасным вкусом и зорким взглядом, он приобретает работы художника для своей новой галереи. За свою жизнь Иван Иванович принял участие в более чем двадцати передвижных выставках. Тем не менее, он всегда волновался о том, как примут зрители его работы. Тревога его была напрасной – картины Шишкина вызывали неизменный ажиотаж. Лето 1872 года Иван Иванович провел в деревне под Петербургом. Вечера пролетали в кругу семьи, а дни – за работой. Друзья называли Шишкина – «художник полудня». Он работал в это время с особенным вдохновением. За летние месяцы он создал картины «Полдень» и «Лесная глушь» (обе 1872), за которые позже, в 1873 году, получил звание Профессора Академии художеств. В 1870-х годах Шишкин вместе с художниками Маковским и Перовым создал первое общество русских офортистов и получил разрешение на приобретение оборотного станка и установку его в своей квартире. Он вывозил свои превосходно выполненные гравюры в технике офорта на Всемирную выставку в Париже, приводя европейскую публику в восторг.

Семейное счастье Шишкина продлилось недолго – всего пять с половиной лет. Неожиданно, в одночасье, не стало его отца, Ивана Васильевича. В 1874 году от туберкулеза погибли его талантливый ученик Федор Васильев и любимая жена, Евгения, а вслед за ними ушли из жизни и двое сыновей. Шишкин остался один с маленькой дочкой Лидой на руках. В это трагическое время Илья Ефимович Репин создает портрет художника: Шишкин выглядит потерянным, он погрузился в тяжелейшую депрессию. Спасением стала его работа. Светлую и радостную картину «Рожь» (1878) художник писал на фоне самой черной полосы своей жизни. Он говорил позже, что его вернула к жизни родная Елабуга. Чем больше росла популярность художника, тем сильнее становилась критика коллег. О Шишкине говорили, что он ремесленник, а не творец, писали разгромные статьи, обвиняли в следовании вкусам толпы и излишней натуралистичности. На волне критики из мастерской Профессора Ивана Шишкина ушло несколько учеников: они предпочли других, более современных, по их мнению, педагогов. В 1880-х годах художник женился во второй раз – на своей ученице, красавице Ольге Лагоде, которая ради Шишкина бросила Академию художеств и стала его верной женой и другом. В 1881 году у них появилась дочь Ксения, но счастье вновь отвернулось от художника: через полтора месяца после рождения дочери, Ольга Лагода скоропостижно умирает.

Вероятно, самое большое количество копий было сделано с картиной «Утро в сосновом лесу» (1889 г.). Идею этой работы Ивану Ивановичу подает художника Константин Савицкий (1844 – 1905). В привычный Шишкину пейзаж он предлагает вписать медведей. Казалось бы, ничего особенного, но этой истории превосходит все ожидания: имя Шишкина теперь знала вся Россия. Копии его картин висят в избах и квартирах, «Утро в сосновом лесу» печатают на обложках журналов, календарях и шкатулках, и даже на конфетных обертках. Еще при жизни Шишкина московская кондитерская фабрика запускает конфеты «Мишка Косолапый». В 1894 году он становится руководителем пейзажной мастерской Академии художеств, где проработает до 1895 года.

В последние годы Шишкин увлекался техническими новинками: его страстью стала фотография. По снимку, сделанному в Елабуге, Шишкин создал свою последнюю картину «Корабельная роща» (1898 г.). Эту работу представили на торжественном открытии Императорского Русского музея 7 марта 1898 года, но Иван Иванович не смог присутствовать на церемонии – у него случилась стенокардия, он почти не выходит из дома. На следующее утро, 8 марта (20 марта по новому календарю) 1898 года, художник скончался в своей мастерской возле мольберта в руках у ученика в Санкт-Петербурге. Иван Шишкин был похоронен на Смоленском православном кладбище, но в 1950 году прахбище художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.


Комментарии

Добавить комментарий