мане.рф
Рисунки животных карандашом

Как рисовать животных

окончание в начало

Части скелета и даже их названия очень часто одни и те же, ведь план строения общий. Проанализируйте, глядя на таблицу 5, рисунок скелета лошади и человека – убедительный пример аналогии.
Как рисовать животных Таблица 5.

Как рисовать животныхПример аналогии. Сравнив скелеты лошади и человека, находящиеся в одной и той же позе, увидите, как много в них общего:
1 – лопатки,
2 – локоть,
3 – грудная клетка,
4 – таз,
5 – колено,
6 – пятки,
7 ,- стопа,
8 – позвоночный столб.

В анатомии принято считать: скелет – основа организма, и он относится к пассивным органам тела. Он основа, и больше ничего. А мускулатура – это активные органы животного, носители движения. На живом звере основные мускулы хорошо просматриваются.

Как рисовать животныхГлавные и самые массивные мышечные группы располагаются у животных в районе поясов – плечевого (или переднего) и тазового (заднего). Причем в плечевом поясе они находятся внизу пояса (в центральной части), а в тазовом поясе – вверху пояса (в дорзальной части). На таблице 6 все это ясно видно.

Надо заметить, что у хищников тазовая мускулатура в значительной степени “сползла” со спины на бока зверя. Это потому, что хищнику при его образе жизни приходится совершать много сложных боковых движений, а травоядным этого делать не нужно.
Как рисовать животных Табл. 6.

Как рисовать животныхА – исходная точка приложения сил животного,
Б – основные массы мускулатуры тазового пояса (расположены главным образом наверху),
Г – основные массы мускулатуры плечевого пояса (расположены в большинстве внизу),
В – центр тяжести животного. Стрелками обозначены направления импульсов (силовых напряжений животного).

Следует немного задержать внимание на мускулатуре и креплении плечевого пояса к телу животного. Стоит хорошенько понять этот механизм, и тогда большинство движений животных, полных грации, изящества и красоты, особенно у хищников (в первую очередь у кошачьих), станут для художника ясными и очевидными. Надо лишь быть внимательнее к живой натуре. Крепление плечевого пояса у животных называется синсаркозис. Он имеет громадное жизненное значение для зверя: предохраняет от толчков переднюю часть туловища и голову. Зверь при скачке, прыжке, любых поступательных движениях, при гашении скорости мягко, как на рессорах, принимает на передний пояс всю тяжесть тела, амортизирует любую скорость, сводит ее к нулю, не принося себе вреда. Благодаря синсаркозису животное может опускать туловище между лопатками, поднимать его, отводить лопатки назад, подавать их вперед, приближать к телу или отводить в стороны.

Как рисовать животных Механизм этого таков: большой брюшной мускул (вентральный зубчатый мускул) своими концами, переходящими в узкие сожильные тяжи, крепится к точке качания лопаток (правой и левой), на него словно положено тело животного, а сверху оно прикрывается двумя широкими спинными мускулами. В эти мускулы как бы забинтован передний пояс животного. При сокращении нижнего мускула тело поднимается между лопатками, а при сокращении мускулов спины тело опускается. Лопатки качаются во время движения будто маятники; в центре каждой есть неподвижная точка, вокруг которой идет качание. К ней и крепятся концы мускулов. Например, кошка крадется к воробью. Она прижимает к земле все свое тело, и только видно, как выше спины шевелятся ее лопатки. Или, наоборот, чтобы разглядеть что-то заинтересовавшее, кошка поднимает плечевую часть туловища с головой высоко (лопатки стали ниже спины).Как рисовать животных

Короче говоря, тело ее в плечевом поясе висит свободно – поднимается вверх, опускается вниз, подается вперед, отводится назад, прижимается к земле, отходит от земли. И не только у кошачьих. Это свойственно подавляющему большинству плацентарных животных. Вот схема (табл. 7) работы плечевого пояса у львицы.

Как рисовать животныхПрисмотритесь к ней внимательно:
1. Львица в спокойном состоянии. Спинные мускулы (их два) – А; центр вращения лопатки (где мускулы крепятся) – Б; брюшной мускул – В.
2. Львица чем-то заинтересовалась, и весь ее плечевой пояс поднялся между лопатками (брюшной мускул В сократился и поднял тело львицы).
3. Львица опустила тело между лопатками (спинной мускул А сократился и опустил тело львицы между лопатками). 4. Львица закончила прыжок, приняла все тело на передние лапы (брюшной мускул В самортизировал и погасил скорость прыжка). Так работает это замечательное крепление переднего пояса.
Как рисовать животных Таблица 7.

Схема работы синсаркозиса.
А – трапециевидный, ромбовидный и плечеатлонтный мускулы,
Б – центр качания лопатки,
В – вентральный зубчатый мускул.

На рисунке I – животное в спокойном состоянии, все мускулы свободны,
II – мышцы А расслаблены, а мышцы В сократились, и тело поднялось между лопатками,
III – мышцы В расслабились, а мышцы А напряглись, и тело опустилось между лопатками,
IV – завершающаяся стадия прыжка. Вес тела животного и погашение скорости принял на себя мускул В.
Остальное поможет уточнить ваше личное наблюдение и рисование животных с натуры.

И последнее, о чем в сжатой форме следует сказать,- о строении головы животных. Присмотритесь : головы лошади, коровы, кошки, собаки, тигра, льва, слона и человека совершенно непохожи друг на друга. Но общий план строения у них один. Голова делится на две основные части: а) мозговую, б) лицевую. И все они похожи, разница только в пропорциях – соотношениях отдельных частей головы. Эти соотношения принято измерять углом Кампера (он найден французским художником Кампером). Одна сторона угла Кампера идет по линии от ноздри к ушному отверстию, а вторая – от ноздри к самой выпуклой части лба. Например, у человека угол Кампера от 75 градусов до 80, у собак 35-40 градусов, у кошек примерно так же, у лошадей 11-12 градусов – за счет длинной лицевой части (табл. 8).

Как рисовать животныхРазница в пропорциях и соотношениях лицевой части головы собаки и человека. Лицевой угол человека приближается к прямому (75, 80°), у собаки острый (35, 40°), у лошади 13° (за счет удлиненной лицевой части головы). Почти прямой лицевой угол человека показывает, что у него сильно развит мозговой отдел черепа. Когда приходится рисовать зверят-малышей (жеребенок, теленок, щенок, котенок, медвежонок, лисенок и так далее), надо иметь в виду, что у них лицевой отдел еще очень мал. С ростом животного лицевая часть удлиняется (она растет быстрее, чем мозговая), поэтому для детенышей животных характерны коротенькие мордочки и крутые лобики.
Голова имеет два вида мускулатуры : а) скелетные мышцы – это жевательные мышцы, их задача – двигать челюсти, открывать и закрывать рот; б) кожные мышцы – мимические, их задача – передвигать кожу, морщить нос, закрывать и открывать веки глаз, подавать сигналы во внешний мир о своем душевном состоянии. Эти мускулы у зверей и у людей почти одни и те же и часто носят одинаковые названия.

Вот, дорогие юные друзья, тот минимум, который следует знать и никогда не упускать из виду при рисовании с натуры зверей. Остальное – дело личной практики и наблюдательности.

Теперь можно говорить непосредственно о самом рисовании животных с натуры, о том, как смотреть зверя, какими приемами выбирать из общей массы нужные формы, как проверять форму, находить ошибки и исправлять их, как пользоваться материалом, делать беглые наброски, для чего они нужны и так далее. Об этом пойдет речь в следующих беседах.

Г. КАРЛОВ,
заслуженный деятель искусств.
Рисунки автора


Комментарии

Добавить комментарий