Кубизм и футуризм

Мир все время находится в движении, а произведение искусства неподвижно. Как преодолеть это противоречие? Взгляд зрителя “обходит” вокруг объекта изображения – это кубизм. Объект показан в движении – это футуризм.

ЖОРЖ БРАК. Натюрморт на столе: Жиллетт, фрагмент, 1914 г., коллаж, гуашь, уголь,
Национальный музей современного искусства, Париж
ЖОРЖ БРАК. Натюрморт на столе: Жиллетт, фрагмент, 1914 г., коллаж, гуашь, уголь, Национальный музей современного искусства, Париж

Кубизм и футуризм — два ярких и революционных течения в мире искусства, каждое из которых за собой унесло целые эпохи, бросая вызов традиционным представлениям и открывая новые горизонты для творчества. Позвольте мне провести Вас по этому удивительному миру, полному буйства идей и стремления к эксперименту.

Кубизм: Разбитая форма и многогранность восприятия

В начале XX века, когда в воздухе витали предчувствия изменений и поисков новых выражений, на свет явился кубизм. Пионеры этого направления — Пабло Пикассо и Жорж Брак — предложили миру совершенно новый подход к изображению реальности. Они отвергли традиционную перспективу и вместо этого использовали геометрические формы для создания многослойных композиций.

Представьте себе, как образы становятся словно пазлы, кусочки которых можно рассматривать под разными углами. Лица и предметы разбиваются на кубические формы, словно их сгибает мощный невидимый поток. Кубизм заставляет нас задуматься: каково же на самом деле явление, если каждая грань открывает нам новую правду? Это, безусловно, не просто стиль — это миросозерцание, в котором реальность выглядит как игра света и тени, как завораживающий танец форм.

Кубисты стремились к выразительности, используя ограниченную палитру цветов, что усиливало ощущение эмоциональной глубины. «Авиньонские девицы» Пикассо — это не просто картина, где жуткие искаженные лица врываются в сознание зрителя, а целый крик оMultiplicity’ях человеческой природы, пронзающий ткань времени.

Футуризм: Стремление к динамике и энергии

Футуризм появился как ответ на конференции жизни и скорости, которым было суждено зрелое существование в XX веке. Вдохновленный индустриальной революцией, футуризм устремился в неведомое завтра, прокладывая путь к новым формам и активной динамике. Итальянские футуристы, такие как Маринетти, провозгласили любовь к автомобилям, к скорости и шуму. Они были готовы разорвать связи с прошлым, стремясь к той новой, энергичной жизни, которую несла машина.

УМБЕРТО БОЧЧОНИ Непрерывность единых форм в пространстве
1913г., бронза, 111,2 х 88,5 х 40 см. Галерея современного искусства. Милан (Италия)
УМБЕРТО БОЧЧОНИ Непрерывность единых форм в пространстве 1913г., бронза, 111,2 х 88,5 х 40 см. Галерея современного искусства. Милан (Италия)

Картины футуристов — это визуальные симфонии, насыщенные динамическими движениями и всепроникающими эмоциями. Например, в работах Умберто Боччони мы видим, как фигуры словно распадаются на части, разлетаются в пространстве, как будто бы сам воздух пытается унести их в невероятные дали.

Это искусство современности — протянутая рука в будущее, где форма и содержание идут в ногу со временем. Футуризм призывал отвернуться от статичности, погружая нас в водоворот жизни, где каждая картина становится торжеством скорости, силы и энергичности существования.

Пути пересечения

Хотя кубизм и футуризм имеют свои уникальные черты, они все же перекрываются в стремлении разорвать традиционные оковы искусства. Обе эти движения отражали изменения в восприятии реальности, вызванные индустриализацией и научными открытиями. Кубизм искал истину в многообразии, в то время как футуризм стремился к движению и энергии, подчеркивая активную жизнь.

И вот мы стоим перед этими двумя мощными течениями, которые, несмотря на различия, дарят нам новый взгляд на мир. Кубизм и футуризм, оставившие след в истории искусства, сегодня вдохновляют новые поколения художников и творцов на поиски собственных путей выражения. Они учат нас тому, что искусство — это не просто отражение реальности, а бесконечное исследование, где каждый штрих — это возможность переосмыслить мир вокруг нас.

К концу своей жизни, в 1904 г., художник Поль Сезанн (1839-1906) предложил молодым художникам геометрическое видение мира: “изображайте природу с помощью цилиндра, шара, конуса”. Пабло Пикассо (1881-1973) и Жорж Брак (1882-1963) последовали этому совету. Но им недостаточно было смотреть на природу и вещи с фиксированной точки: они обходили вокруг предмета и постепенно на том же живописном полотне или скульптуре отмечали то, что видели. Очень скоро этот метод, заключавшийся в одновременном изображении всех сторон предмета, получил название “кубизм”. В это же время другие художники, называемые “футуристами”, пытались изобразить предмет в движении. Футуристические образы – это образы современного мира: паровоз в движении, крутящийся винт, снаряд в момент взрыва.

Кубизм и футуризм
Пабло Пикассо, Авиньонские девушки
1906-1907 гг. холст, масло, 244 х 234 см.
Музей современного искусства,
Нью-Йорк

Тела на картине “Авиньонские девушки”, первой картины, написанной в стиле “кубизма”, то узнаваемы, то деформированы и геометризированы.

Как представить время?

Кубизм – это представление времени, которое необходимо, чтобы рассмотреть предмет со всех сторон. Футуризм – это представление времени, за которое предмет перемещается. Кубизм заставляет формы взрываться, а футуризм показывает нестабильность предмета.

Кубизм: несколько взглядов или один?

Пикассо написал в 1907 г. картину “Авиньонские девушки”. Это первое в истории кубистическое произведение. Угловатые тела и кривые лица натурщиц шокируют любого зрителя, кидающего взгляд на картину. Но Пикассо использовал свой опыт знакомства со скульптурами из Черной Африки и Океании, которые стали появляться в Париже: они подтвердили его творческие поиски и пристрастие к деформации объемов. Вскоре к нему присоединился Жорж Брак. Вместе с другими художниками-кубистами, они не желали писать предметы в одном только ракурсе, а изображали их со всех сторон одновременно, как если бы они были распластаны. Они использовали тусклые цвета – зеленый, серый, коричневый, а затем, начиная с 1912 г., газеты, цветную бумагу и бумагу с текстами, которые они резали и прикрепляли на свои картины и рисунки.

Футуризм: мир, который движется

Футуризм – художественное направление, зародившееся в Италии, распространилось по всей Европе и даже Северной и Южной Америке. Его возглавлял итальянский поэт Филлиппо Томмазо Маринетти (1876-1944). Он восхищался техническим прогрессом и провозгласил, что искусство будущего станет “искусством скорости, шума и силы”. Изучение движения английским фотографом Идвирдом Мюбриджем (1830-1904) заинтересовало футуристов. Фиксирующие движение фотографии, сгруппированные по сериям на больших планшетах, предвосхитили изобретение кино. Скульптура Умберто Боччони (1882-1916) “Непрерывность единых форм в пространстве” – одно из самых главных произведений футуризма.

ИДВИРД МЮБРИДЖ Шагающий атлет,
1887 г. Кадры из "Человеческой фигуры в движении"
ИДВИРД МЮБРИДЖ Шагающий атлет, 1887 г. Кадры из “Человеческой фигуры в движении”

Свет и движение

Палитра кубистической живописи была скромна на раннем этапе. Позднее краски становятся разнообразней и напоминают ночное освещение современных городов. Русские последователи футуризма объединились вокруг Михаила Ларионова (1881-1964) в группу “лучистое” – беспредметников. Они считали, что формы в природе образуются от пересечения лучей, отраженных различными предметами, и их полотна представляли нагромождение лучевидных линий разных цветов.

КРУПНЕЙШИЕ ХУДОЖНИКИ:
Умберто Боччони (1882-1916)- итальянский художник, скульптор, теоретик футуризма. Его творчество – это гимн промышленности, скорости, машинам.
Жорж Брак (1882-1963)- французский художник, создатель кубизма (вместе с Пикассо). Известен своими коллажами и натюрмортами.
Пабло Пикассо (1881-1973)-испанский художник, рисовальщик и скульптор. Неистовый ниспровергатель старого и творец нового. Инициатор кубистской революции, которую осуществлял вместе с Браком. Произвел переворот в искусстве XX века.

Комментарии

Добавить комментарий

История искусства

Первобытное искусство

Первобытное искусство

Древний Египет

Древние цивилизации

Импрессионизм

Европейское искусство

Искусство ислама

Искусство Востока

ИДВИРД МЮБРИДЖ Шагающий атлет, 1887 г. Кадры из "Человеческой фигуры в движении"

Искусство 20 века