мане.рф
Искусство ислама

Искусство ислама

Мусульманская религия запрещала изображение человека и животных в искусстве. Поэтому в странах ислама искусство исторически сложилось орнаментальным, отдававшим предпочтение абстрактным, геометрическим и стилизованным формам.

Искусство ислама
Страница Корана, фрагмент, ХН-Х1П века, Музей ислама, Каир (Египет)

Священная книга ислама – Коран – не содержит большого количества рекомендаций по поводу взаимоотношений религии и искусства. По мере распространения ислама в разных странах – от Испании до Индии, его искусство вбирало местные традиции этих стран. Первые мечети, предназначенные для коллективной молитвы, часто устраивались в зданиях, которые до того были предназначены совсем для других нужд.

Искусство ислама
Мечеть Аль-Азар 970-972 гг., Каир (Египет)
Исламские постройки часто имели внутренний двор и были богато украшены.
Нежелательные изображения

VIII век – период стремительного распространения ислама в Северной Африке и Азии. Именно в ту эпоху на базе ряда изречений, приписываемых пророку Мухаммеду, были разработаны законы и принципы, регламентирующие искусство, в частности проблему изобразительности. В одном из таких изречений говорилось: “ангелы не входят в дома, где есть собака и в дома, где есть изображения”, что было истолковано как нежелательность вообще любого изображения живых существ, как отвлекающих внимание верующего. Это требование касается только предметов исламского религиозного культа. Оно значительно строже воспрещения Кораном поклонения “идолам” других религий (изображениям Бога, которым поклонялись как самому Богу).

Это предписание не касалось светского искусства: резиденции мусульманских властителей богато украшались живописью, мозаиками, тканями и предметами гончарного искусства с изображениями людей и животных. Тем не менее художники старались по возможности приуменьшить схожесть с реальностью и предпочитали стилизованные формы.

Мечеть

Мечеть не отражает иерархических отношений между Богом и людьми. В противоположность средневековой христианской церкви, где эти отношения символизировались путем разграничения пространства с выделением клироса, предназначенного для проповедника, мечеть – просто место для коллективной молитвы. Пространство здесь сплошное, часто прямоугольное, над которым доминируют минареты – башни, с которых созывают правоверных на молитву. На каменных стенах здания выгравированы тексты священного Корана.

Арабская вязь и геометрический узор

Арабская вязь, используемая для оформления архитектуры мечетей, получила название “куфическое письмо”. Термин происходит от имени города Куфа в Ираке, где, как долго ошибочно считалось, возникла эта письменность. Она использовалась для переписывания священных текстов, но ее можно увидеть и на простой посуде, например на фаянсовых тарелках, украшенных изречениями из Корана. Это письмо, которое поначалу было очень элегантным, прямым и четким, с веками становилось все более схематичным, так как его использовали неграмотные ремесленники, упрощавшие его при копировании. Исламское декоративное искусство

Искусство ислама
Тарелка с арабской вязью
Хвек,
фаянс, прибл. 50 см (диаметр).
Лувр, Париж

Каллиграфия – искусство изображения слова, доведенное в арабских странах до высшей степени совершенства.

Мохаммад сказал: “Письмо – половина знания”. В арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Это неудивительно, потому что любой образец средневековой арабской каллиграфии – произведение художника, математика и тонкого стилиста в одном лице.

Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы (“хаттаты”), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. “Красота человека – в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого” (известный восточный афоризм).

Нет также ничего удивительного в том, что стили письма были канонизированы. В основе канонизации лежала строгая система “уставного письма” (“хатт мансуб”), разработанная багдадским каллиграфом Ибн-Муклой (886-940). Это система пропорций, определяющих соотношение горизонтальных и вертикальных элементов букв, а также букв в строке. Канонические виды арабской каллиграфии (почерки):

Куфи – самый ранний почерк – геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII века. Канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана . “Шесть стилей” классического арабского письма:
Насх – “переписка” – горизонтальный, строгий почерк.
Мухаккак – “правильный”.
Сульс – “одна треть” – криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3. Очень “гибкий” почерк .
Тауки – “указ” – самый убористый почерк.
Рика – “скорописный”.
Райхани – “базиликовый” – очень изысканный почерк, его сравнивали с ароматом цветущего базилика.

Позже в отдельных регионах исламского мира выработались другие разновидности почерков. Так, персидскими каллиграфами были введены еще два стиля:

Талик (таалик) – быстрый в исполнении (скорописный).
Насталик – скорописный, наиболее распространенный почерк. Выработался при слиянии “насха” и “талика”.
В мавританской Испании был разработан “Андалузский Магрибский почерк”, типичные примеры которого вы видите на нижних рисунках.

От избранного стиля зависел способ очинки тростникового пера (калама): “Калам очиняется косо, и знай – кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя…” (из трактата 14 века).

В 15 – 17 в.в. в мусульманском мире распространился особый вид искусства – кита – миниатюрная картина, представляющая собой в то же время образец одного или нескольких почерков. Не пожалейте времени, разверните и посмотрите образцы на рисунках. Потрясающе, не находите?

Тугра – каллиграфически написанный личный знак монарха (халифа, султана), содержащий его имя и титулы, который ставился в начале каждого монаршего указа.

Искусство каллиграфии нашло самобытное воплощение в таком жанре народного творчества, как шамаили – настенные панно, которые по сей день можно встретить в интерьерах сельских и городских мусульманских домах. Шамаиль – в переводе с арабского языка – “оберег”, а с персидского – “портрет”, “изображение”.

Написанные на стекле масляными красками, своеобразные картины-изречения охранно-ритуального значения, сочетающиеся с орнаментально- живописным фоном, наряду с сурами Корана содержат философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока.

Шамаили с текстами фольклорного характера включают в себя строки из народных песен, пословицы, поговорки, иногда целые притчи – о смысле жизни, о красоте и светозарности знаний, учения.

Основной элемент композиций шамаилей – это укрупненная вязь арабского письма “сульс”, воссоздающая абстрактно-символическое содержание престольного стиха Корана.

Тексты на шамаиль наносили с помощью трафарета или кальки, или непосредственно “живописали” их на обратной стороне стеклянной поверхности. Тонко раскатанная подцвеченная краской смятая фольга, иногда станиоль, подкладываемые под изображение, создавали в контрасте с фоном мерцающую, фантастически переливающуюся поверхность.

ИСЛАМ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В конце VI века, в Мекке, в самой засушливой части Аравийского полуострова родился человек, имя которого сегодня известно каждому, чье учение исповедуют миллионы людей независимо от национальности и вероисповедания.

Проповеди Мухаммада (Мухаммеда, Магомета), его откровения были записаны и составили Священную книгу новой, самой молодой из мировых религий – мусульманства или ислама. Сам же Мухаммад понимал свою миссию иначе – не создание новой религии, а восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога.

Ислам никогда не допускал внешнего сходства Бога с человеком или иными земными существами. “Не постигают Его взоры…”, – говорится в Коране.

С другой стороны, Коран не запрещает изображать людей и животных (исключение составляют самые ортодоксальные формы религии, напр., суннитство), но очевидно, что такие изображения не могут быть объектом поклонения и не должны размещаться в священных местах.

Если нет изображений человека (“сурат”), то нет ни сюжетной, ни портретной, ни пейзажной живописи (исключения составляют книжные миниатюры). Ничего, подобного иконописи или храмовой скульптуре в мусульманском искусстве не было и не могло быть.

Тем не менее, существовало светское искусство, на которое этот негласный запрет не распространялся. Создавались предметы роскоши, переписывались книги, которые украшались замечательными, тонкими миниатюрами. Большого расцвета искусство миниатюры достигло в Средней Азии, а также на территории империи Великих Моголов.

В последующие времена негласный запрет на живопись и скульптуру соблюдался не особенно строго, однако немногочисленные портреты и статуи, созданные в порядке исключения, не могли иметь большого влияния на развитие искусства. Кроме того, подобные работы, как правило, поручались художникам из христиан. К ним принадлежат произведения искусства, которые более поздние халифы заказывали для себя лично. Так, халиф Коварния расставил в своем дворце статуи, изображающие его самого, его жен и рабынь, играющих на музыкальных инструментах. Абдурахман II воздвиг в честь прекрасной Азарры ее статую у входа в Медина Азарра.

И все-таки, главным носителем идеи ислама было не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или символа. Основа художественного творчества мусульман – каллиграфия и орнамент (арабеска) – искусство изображения слова и искусство изображения символа, соответственно. Священное слово Корана, высеченное на стенах и порталах мечетей, вплетенное в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплетах рукописей, сопровождает мусульманина всю жизнь.

Мусульмане верят, что выведенное калямом (пером) слово, подобно цветку, озаряет душу и просветляет разум. Ислам трансформировал в форму искусства геометрию, постоянно применяя принципы симметрии, пропорциональности и изменения масштаба для создания удивительных художественных эффектов. С основами геометрии на плоскости, видимо, была знакома каждая ткачиха (если это не так, тогда интуитивное чувство математики, видимо, заложено в генотипе мусульман).

Архитекторы ислама прекрасно знали и применяли пространственную геометрию. Помимо точнейшего математического расчета каждое произведение искусства исламского мира отличает тонкий, изысканный вкус. Вот почему, даже вещи, имеющие утилитарный смысл – например, ковры или книги – выходят за рамки декоративно-прикладного искусства или книжной графики и становятся произведениями высокого искусства.

Орнамент (от лат. ornamentum – украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.

Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.п.

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют “звериным” стилем).

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. По характеру композиции можно выделить следующие типы орнамента: орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен.

В исламском мире искусство орнамента было доведено до наивысшей степени совершенства, что позволило выделить его в особый вид искусства – арабеску.

Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque – “арабский”) – европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета. Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о “вечно продолжающейся ткани Вселенной”.

Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это “боязнью пустоты”).

Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.

Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху Возрождения. Позже европейское искусство еще не раз обращалось к этому причудливому и затейливому, очень сложному и изысканно-утонченному виду живописи. Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты (конец XIX-начало XX в.в.), особенно Обри Бердслей.

Искусство исламаМиниатюра “Рождение Тимура”

страница из книги “Акбар-Наме”, художники – Шив Дас и Мискина, ок. 1590 г.. Музей Гиме, Париж

Могольские миниатюры Миниатюры – это иллюстрации, украшавшие средневековые манускрипты. Во времена династии Великих Моголов, правивших Индией, исламское искусство Индии создало подлинные сокровища миниатюры. Открытие императорской мастерской, где преподавали учителя персидского происхождения (из Ирана), позволило создать большое количество рисунков, иллюстрирующих романы и исторические хроники. Среди сюжетов – сцены из придворной жизни, сцены охоты, которые позволяют оценить роскошь и радости жизни исламских властителей Индии.

Искусство ислама
Подсвечник Конец XII – начало XIII вв., чеканка, гравировка, сплав серебра и красной меди, 32 см. Лувр, Париж
Исламское искусство было особенно ярко и утонченно в своих прикладных формах -оформлении золотых, серебряных предметов и украшений, керамики, тканей, кожаных изделий.

Комментарии

Добавить комментарий