мане.рф
Основы композиции

Основы композиции. Вопросы, упражнения и творческие задани

1. Дайте определение композиции своими словами. Расскажите о том, какую роль играет композиция в изобразительном искусстве.

2. С помощью каких композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяженность во времени?

3. Расскажите об особенностях декоративной тематической композиции.

4. Назовите основные приемы композиции, которые использует художник для достижения образной выразительности, коротко их охарактеризуйте.

5. Расскажите о правилах, которые помогают композиции передать состояние движения и покоя в картине.

6. Как правило золотого сечения помогает разместить наиболее важный элемент изображения на картине?

7. Перечислите основные средства композиции.

8. Подберите среди ваших любимых репродукций картин те, в которых наиболее ярко используется контраст, расскажите о возможностях этого средства.

9. Расскажите о том, какими средствами можно достигнуть целостности композиции. Проанализируйте картины А. Лосенко “Прощание Гектора с Андромахой”, В. Васильева “Перед дождем” с этой точки зрения.

Основы композиции Основы композиции
А. ЛОСЕНКО. Прощание Гектора с Андромахой В. ВАСИЛЬЕВ. Перед дождем

10. Выполните серию упражнений по созданию разнообразных композиций, в которых ритм быстрый, медленный, музыкальный, шумный, веселый, тихий, плавный, резкий, громкий и т. п. Можно использовать фломастер, тушь, цветные мелки.

11. Составьте декоративную композицию из разнообразных текстильных материалов (ниток, веревок, тесьмы, кружев и др.) с ярко выраженным ритмом (по одному из эскизов предыдущего упражнения).

12. Очертите взглядом, а затем рукой контур группы предметов на репродукциях картин В.-К. Хеда “Завтрак с крабом” (ил. 100), И. Машкова “Московская снедь. Хлебы” (ил. 101), П. Кончаловского “Сухие краски” (ил. 86). Определите по каким приемам и правилам композиции строятся эти картины.

13. Рассмотрите следующие картины, определите их композиционные схемы: И. Машкова “Московская снедь. Хлебы” (ил. 101), К. Лоррена “Пейзаж с жертвоприношением Аполлону” (ил. 102), Г. Метсю “Урок музыки” (ил. 103), Э. Дега “Голубые танцовщицы” (ил. 80).

14. Сравните рисунки и объясните, в каком из них вы ощущаете больше движения и почему.

Основы композиции

Основы композиции15. На картине К. Брюллова “Последний день Помпеи” ясно ощущается нарастающая скорость падения статуй с высоты. В чем же секрет? Какие средства использует для этого художник?

16. Выполните реалистическую или абстрактную композицию, состоящую из двух рисунков. В одном из них передайте плавное движение, используя спокойные ритмы, гармоничные отношения, округлые линии. А в другом – резкое движение, быстрое, основанное на столкновении, пересечении форм, использовании ломаных линий и дисгармонии.

17. Заполните лист бумаги какими-либо контурными изображениями птиц, рыб, слонов, цветов, листьев, фигур людей так, чтобы они не пересекались между собой. Раскрасьте получившийся рисунок в соответствии со своим настроением, используя контрастные и нюансные сочетания цветов.

18. Выполните серию упражнений, используя различные способы выделения композиционного центра (сгущение и разряжение элементов, контрасты цвета, тональный переход к темному и др.).

19. Выполните абстрактную композицию разнообразными художественными материалами на тему: “Музыкальные ритмы”, “Движение”, “Покой”, “Фантазия” (по выбору).

20. Выполните серию упражнений из разнообразных форм, используя эффект увеличения какого-нибудь фрагмента композиции.

21. Выполните серию упражнений, в которых линии, пятна, силуэты сгущаются и разрежаются.

22. Нарисуйте разнообразные по ритму контрастные композиции на основе графики букв различных шрифтов.

23. Рассмотрите два рисунка, сравните их и объясните, что в них общего, а что различного. Как изменяется впечатление от этих рисунков, когда вы сравниваете позитивное и негативное изображения? Какое средство художественной выразительности здесь является главным?

24. Выполните серию упражнений разнообразными художественными материалами с применением светлотного и цветового контрастов. Используйте выразительные возможности изображения светлого на темном и темного на светлом, контрасты и нюансы цветовых сочетаний (формы геометрические, абстрактные, природные, декоративные).

25. Выберите в учебнике репродукцию картины, которая вам нравится, и зашифруйте ее композиционные средства придуманными знаками, постарайтесь, чтобы они были лаконичными и всем понятными.

26. Посмотрите на репродукции картин К. Коровина “Розы и фиалки”, К. Петрова-Водкина “Петроградская мадонна”, иллюстрацию И. Билибина к “Сказке о царе Салтане” А. С. Пушкина и выберите одну из них, к которой подходит такая зашифрованная запись:

Основы композиции

27. Попробуйте зашифровать своими знаками репродукции картин А. Куинджи “Березовая роща”, В. Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”.


Комментарии

Добавить комментарий